Концентрическая форма

Концентрическая форма принадлежит к числу распространенных в во­кальной области. Ее высоко упорядоченная зеркальная симметрия ус­пешно противостоит непрерывному смысловому движению словесного текста: хор «Соловушко» Чайковского, на сл. композитора, «Офферторий» из «Реквиема» Верди, ария Лебеди из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. 5-частную концентрическую форму имеет хор Танеева «Вечер» (см. текст стихотворения Полонского на нашей с.21 — «Зари догорающей пламя»):

Муз. форма А В С В А
Строки стиха 1-2, 3-5, 6-15, 16, 15, 16 15-16
Тональности В В с отел.   В с откл. В

Рондо, распространеннейшая музыкальная форма вообще, органична для музыки со словом — и благодаря своей универсальности, и из-за пря­мой связи с собственно-вокальной запевно-припевной формой, посколь­ку «рефрен» (главная тема рондо) означает «припев». В форме простого, несонатного рондо написано множество романсов и песен («Спящая княжна», «Свадьба» Бородина, «Болтунья» Прокофьева), известных арий (Керубино, Фарлафа). Из хоров укажем «Рондо» из Трех песен для хора a cappella Равеля, воспроизводящее стилистику французского класси­цизма, заключительный хор «За отечество» из «Войны и мира» Про­кофьева на тему арии Кутузова. Рондо-соната не характерна для романсов и хоров, а встречается главным образом в оперных номерах, где хресто­матийными примерами являются ария Осмина D-dur из последнего действия «Похищения из сераля» Моцарта, сцена торга из 4 к. «Садко» (до появления Садко) Римского-Корсакова.

Среди вариационных форм имеются разновидности, не вокальные по природе (орнаментальные, характерные), и наоборот, типично пев­ческие по происхождению, — на выдержанную мелодию, вариантная форма. Последние связаны с куплетностью и могут называться в соот­ветствующих случаях куплетно-вариационными и куплетно-вариантны­ми (см. Собственно вокальные формы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: