Смешанные формы

Смешанные формы весьма удобны для музыки со словом: поскольку сюжетность словесного источника намечает индивидуальную логику му­зыкальной композиции, смешение двух или нескольких форм предо­ставляет для этого большие возможности. Но сами типы смешанных форм в вокальной музыке — иные по составу, чем в инструментальных жанрах. Характерно смешение при этом форм вокальной и инструмен­тальной природы. Например, в хоре Римского-Корсакова «Татарский полон» — смешанная вариационно-сонатная форма: вариационность продиктована обращением к подлинной русской народной песне, сонат­ность имеет инструментальное происхождение. Хор Танеева «Развалину

башни» (Полонский) имеет смешанную форму, синтезирующую слож­ную двойную трехчастную и сонатную. Двойная трехчастная отвечает логике вокальной куплетности, сонатная представительствует от инстру­ментальной традиции. В сочетании этих форм сначала больше действует сложная трехчастная, а затем — сонатная, с зеркальной репризой. Тем самым данная смешанная форма становится модулирующей из трехчаст­ной в сонатную, к такой процесс характерен для вокального формооб­разования. Приводим схему хора «Развалину башни», с показом двух ря­дов музыкальной формы и структуры стихотворения из трех строф, как она использована в музыкальном произведении:

Слож. да. 3-х ч, ф. А В А1 В1 А2
Сонатная ф. ГП ПП разр. ПП ГП
Строфы и рифмы стиха I а а b b II a a b II b III а а (b) III b b I а а
Тональности c-moll F-dur f-c C-dur c-moll

Основывая музыку хора на контрасте, идущем от содержания сти­хотворения, — образов статики («Развалину башни») и живого движения («Веселое ржанье», «шумят и мелькают»), делая расчленение по смыслу слова, Танеев ради этого жертвует ритмическим строем строфы, реши­тельно отщепляя отдельные строки, перенося их в соседние разделы му­зыкальной формы, — см, расщепления строф Н и III. Кроме того, для репризного замыкания на теме ГП (А2) он добавляет возвращение двух строк из 1-й строфы (со слов «Развалину башни» — I а а).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: