Сонатная форма, несмотря на максимальную сложность внутренней организации, не избегается в вокально-хоровой сфере, а в операх Моцарта составляет одну из ведущих структур. Замечательные, но редкие образцы сонатности со словом созданы в романсах («Лорелея» Листа), хорах (Танеев). В операх Моцарта эволюция шла от применения полных сонатных форм в сравнительно раннем «Идоменее» к сонатным формам с ненормативными сокращениями в поздней «Волшебной флейте». Примеры полной сонатной формы: «Идоменей» — №10, 12, 19, 22, 31 (в №2 — от разработки оставлен только предыкт к репризе, в №4 пропущена ГП в репризе); «Похищение из сераля» — №11, с двойной экспозицией. Сонатная форма без разработки: «Идоменей» — №1, 7, 11, 13, «Похищение» — №6, 10, 12, 13, «Дон Жуан» — №3, 17. Ненормативные сокращения в сонатной форме образуются в случаях пропусков каких-либо существенных разделов этой формы (см. Гл. IX. 4.3). Пропуск ПП в репризе — в № 11, арии Керубино «Сердце волнует» B-dur из «Свадьбы Фигаро»:
Вст.
| Экспозиция
| Разработка
| Реприза
|
| ГП
| ПП
| тема ГП, ПП, нов. тема
| ГП
|
8т.
| 12т.
| 16т.
| 8 + 8 + 9
| 16т.
|
B-dur
| B-dur
| F-dur
| As-dur
| B-dur
|
В №3, каватине Фигаро «Если захочет барин попрыгать» F-dur есть и ненормативное сокращение ПП в репризе, и «вставка» центрального эпизода (ЭП) в другом темпе и метре, по принципу контрастно-составной формы: сонатная экспозиция, небольшая разработка, центральный ЭП, реприза только ГП. В арии Царицы Ночи из «Волшебной флейты» (№14) после экспозиции и разработки идет краткое завершение, а реприза сонатной формы опускается. Примеры сонатной формы из русских опер: ария Руслана «Дай, Перун», каватина Владимира Игоревича «Ах! Где ты, где?» Бородина, песня Деда Мороза «По богатым, по посадским домам» из «Снегурочки» Римского-Корсакова. В Концерте для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра I ч. написана по традиции в сонатной форме, при этом с проведением разработки в оркестре.
Лист в «Лорелее» на сл. Гейне превратил песню в романтическую вокальную балладу, поэму, придав ей ту же форму, что и своим симфоническим поэмам, — сонатную форму с ярко контрастным эпизодом в разработке (на сл.: «Я знаю: как только стемнеет, погибнет лодка с пловцом», с изображением бури в музыке). (Анализ формы «Лорелеи» вместе с содержанием стихов см. в кн.: Анализ вокальных произведений. Л. 1988. С.212-214). Приводим схему с указанием использования в музыке 6 поэтических строф; следует обратить внимание на новаторскую битональную организацию формы — e-moll — G-dur:
Музыка
| эксп.
|
|
|
| разр.
|
| репр.
|
|
| ГП
| СП
| ПП
|
|
| ЭП
| ГП
| ПП
|
Строфы, строки
| I1-2
| I3-4
| II1-4
| III-IV
| V
| V1-2
| VI3-4
| VI3-4
|
Тональн.
| e-G
|
| Е-В,
| ...
| fis...
| (g)
D↑
| e
| G
|
Танеев в хоре «Посмотри, какая мгла» на сл. Полонского придал сонатной форме концентрическую планировку, введя репризу зеркального типа. Приводим схему с указанием рифм строк стихотворной строфы (см. поэтический текст на с.20):
Музыка
| ГП
| ПП
| разр.
| ПП
| ГП
|
Рифмы строк
| a a b
| с с
| a b d e e d
| а а
| а а
|
Тональн.
| b-moll
| fis-moll
| со
| h-moll
| h-moll
|