Другие примеры 2-й ч. как мелодического варианта 1-й ч. — Лист, Тарантелла «Венеция-Неаполь», тема Canzona napolitana Es-dur; Бетховен, 25-я соната, II ч. g-moll.
2-я ч. безрепризной двухчастной формы может представлять собой и мотивное развитие, иногда весьма широкое, в отдельных пьесах (у композиторов XIX в.) требующее в окончании формы резюмирующей коды репризного типа (аналог репризного дополнения в развитых периодах). Характерные примеры — Этюд As-dur ор.25 №1 Шопена и Прелюдия Es-dur ор.23 №6 Рахманинова, с общей принципиальной схемой А | В ↓ Кода. Полный совершенный каданс в главной тональности в конце 2-й ч. и заключительный тип изложения в коде репризного типа не позволяют рассматривать эти формы как простые трехчастные. Коды, компенсирующие отсутствие настоящих реприз, бывают весьма обширны. В Этюде As-dur Шопена пропорции формы 16-19-14 тт., а в Прелюдии Es-dur Рахманинова — 8—14—20 тт., то есть кода в «равнинном» мелодическом стиле Рахманинова протяженнее, чем 1-я или 2-я части, и занимает практически половину времени сочинения. В ней располагается «тихая кульминация» произведения, ровно в точке «золотого сечения» (т.28) по отношению ко всей форме произведения: