double arrow

С. Рахманинов. Прелюдия ор.23 №6

Репризная простая двухчастная форма имеет структуру а а | b а, с про­ведением в репризе одного предложения, иногда расширенного. 2-я ч. в этом типе формы не образует периода. Помимо наличия функции репризы форма примечательна наличием функции середины (b) в так называемой «третьей четверти формы», представляющей собой «зону золотого сечения». Логическому объединению такой формы служит возникновение в ней масштабно-тематической структуры «дробление с за­мыканием» со схемой типа 4 4 | 2 2 4. («Дробление с замыканием» может

составлять структуру и периода, и предложения). Двухчастная репризная форма типична для венских классиков, у которых она входит как сос­тавная часть в более крупную форму, тема для вариаций, главная тема финалов сонат и симфоний, рефрен рондо, часть сложной трехчастной формы. Особенно показательна репризная двухчастная форма в качестве темы для вариаций: Бетховен, финалы 3 и 9 симфоний, II ч. 7 симфо­нии — все со структурой дробления с замыканием квадратного строения. В теме Ариэтты C-dur (II ч.) 32 сонаты Бетховена, с ладовым контрастом в «третьей четверти формы» (a-moll), можно говорить о тональной реп­ризе (C-dur), замыкающей форму на ином тематическом материале, ак­кордового, «хорового» склада. Удивительное отступление в сторону не­квадратности структур сделал Бетховен в «12 вариациях на русскую тему» A-dur для ф.-п., где тема — вариант «Камаринской», из балета «Лесная девушка». Чутко почувствовав возможности русского материала, Бетховен написал тему со следующей структурой, затем повторяемой в 12 строгих вариациях, — 5 + 5 ||: 2 + 2, 5:||:

Л. Бетховен. 12 вариаций на русскую тему

Репризная двухчастная форма в качестве самостоятельной приобре­тает множество индивидуальных черт. Так, миниатюрнейшую форму имеет Прелюдия es-moll ор. 16 №4 Скрябина — из четырех 3-тактов: 3 + 3 | 3 + 3. Прелюдия gis-moll ор. 16 №2 Скрябина обладает некласси­ческим, поэмным динамическим профилем — от до в экспозиции к fff в репризном предложении. Простую двухчастную форму с трансформи­рованной репризой и расположенной в ней кульминацией имеет Пре­людия B-dur Шопена. А в скрябинской Прелюдии H-dur ор.37 №3 кода составляет ровно половину произведения (16 тт.) и включает еще одно, дополнительное проведение репризного предложения: а а | b а кода а. Приводим начало «а» и начало коды:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: