А) С. Прокофьев. 9 соната, II ч

В составных частях сложной трехчастной формы применяется и со­натная форма — полная, без разработки или в виде сонатной репризы. Классический образец — полная сонатная форма в I ч. Скерцо d-moll из 9 симфонии Бетховена, повторяемая в репризе da capo, без выписки текста. Данный тип формы воспроизвел Бородин в Скерцо Es-dur I сим­фонии, также с da capo в репризе. Чайковский использовал сонатную форму в крайних частях Andante D-dur S симфонии: в I ч. — сонатную без разработки, с тональным планом D — Fis, D — D, в репризе — лишь сонатную репризу, с ГП и ПП в тональности D-dur.

Вторая часть — трио (Trio, Minore, Maggiore, Alternativo) — обладает самостоятельной темой, тональной устойчивостью, самостоятельной формой, преобладающая в ней общая композиционная функция — экс­позиционная. Наличие трио свойственно танцевальным, маршевым, вообще подвижным средним частям циклов и отдельным пьесам того же характера. Сюда относятся многочисленные классические менуэты, скерцо, аллегро, марши, романтические вальсы, мазурки, полонезы. Трио может быть гармонически разомкнуто, содержать иногда весьма развитую связку к репризе. В организации сложной трехчастной формы действует логический принцип «скачка с заполнением»: от I ч. ко II ч. делается контрастное сопоставление, а от II ч. к III ч. — плавное возвращение.

Несмотря на кристаллический характер трио, его структурное раз­нообразие весьма велико — от периода до составной формы из двух-трех разделов. Его самостоятельность выражается и в тональном отно­шении: в трио вполне типична главная ладотональность. Помимо глав­ной тональности избирается одноименная, весьма приняты тональности IV, VI, VI н. (из мажора), III (параллельная — из минора). Наиболее редка тональность V ст., хотя есть видный классический пример — трио F-dur во II ч. b-moll 4 симфонии Чайковского, связанное с тональной логикой всего цикла — движением к торжествующему финальному F-dur. Из числа редких соотношений можно указать однотерцовое, f-E, в Andante ma non tanto 2 квартета Чайковского.

Форма периода, при этом повторенного, обязательна для жанра по­ходного марша. Встречается ока и в сонатах Бетховена (Менуэт из 7 со­наты для ф.-п., период повторен и незавершен), в мазурках Шопена, у Прокофьева (Allegro strepitoso D-dur из 9 сонаты, раздел Andantino h-moll — двойной период).

Формы простая двух- и трехчастная — наиболее типичны.

Примечательно существование составной средней части сложной трехчастной формы. Пример — скерцо «Веселое сборище поселян» из Пасторальной симфонии Бетховена, со схемой А | ВС | А, содержащее последование двух трио подряд — классического, с солированием гобоя и фагота, F-dur, и брутально-народного, tutti fortissimo на 2/4, с пере­менным ладом F-B. После столь сильного стилистического скачка связ­ка подводит к репризе всей формы скерцо. С двумя трио написан По­лонез fis-moll Шопена, причем второе трио — контрастного жанра; словно лирическое откровение возникает мазурка A-dur.

Два трио, замкнутые репризным повторением первого, имеет Allegretto, Ib часть из Скрипичного концерта Берга. Общая схема Allegretto — A | BCB1 | А1; форма гармонически разомкнута, начинается в хромати­ческом диссонирующем d-moll, заканчивается в g-moll. Все темы части танцевальны: А имеет ремарку «Scherzando», В («Quasi Trio I») наделена широкими взлетами венского вальса, С («Trio II») окрашена мягкими лирическими интонациями, В1, репризное Trio I, омрачает вальсовую тему звучанием ее интонаций у бас-тубы (Примеры а, б, в, г):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: