double arrow

A) А. Берг. Концерт для скрипки

Три тематически самостоятельных трио можно встретить в шопеновс­ких танцевальных пьесах. Пример — Мазурка C-dur ор.56 №2, со схе­мой А | BCD | А1. Если А — лаконичная простая двухчастная форма (реп­ризное А1 — период), то каждое из трех трио средней части — период, двойной или повторенный. Форма мазурки в целом приближается к сюи­те, замкнутой повтором, что и делает закономерным использование ее в танцевальном жанре.

Изредка тема трио представляет собой преобразование темы I ч. сложной трехчастной формы — в некоторых пьесах Грига, в Рапсодии h-moll op.79 №1 Брамса, где тема местной середины d-moll превра­щается в тему общей средней части H-dur.

Развитые связки от трио к репризе сложной трехчастной формы иногда строятся на переплетении окончившейся темы трио и ожидаемой темы репризы. В таких связках осуществляется особого рода мотивная разработка. Так, примечательна 22-тактовая связка в «Порыве» Шумана, когда в растворяющиеся хоральные аккорды все настойчивее вклини­вается главный мотив «Порыва». Идеальна по плавности и гибкости 15-тактовая связка в 5-дольном вальсе из 6 симфонии Чайковского, где предвосхищающий мотив шаг за шагом приближается к репризной теме, пока не встраивается в нее.

Вторая часть — эпизод обладает, как и трио, самостоятельной темой, но в отличие от трио имеет серединное строение (довлеет серединная композиционная функция), без кристаллизованной формы, с тонально-

гармонической неустойчивостью, со связкой к репризе. Наличие эпизо­да свойственно медленным средним частям циклов и отдельным пьесам

(один из случаев — в Ноктюрне As-dur ор.32 №3 Шопена). Примеры из медленных частей — в 1, 2, 4 сонатах для ф.-п., в Сонате для скрипки c-moll Бетховена. В медленных частях, с величайшей глубиной их мыс­ли, эпизод открывает аспект внутренней контрастности, иногда и конф­ликтности в образной структуре. Этому способствует и появление в нем новой темы, и текуче неустойчивый характер изложения. Замечательный образец классической медленной части в сложной трехчастной форме с эпизодом — в 4 сонате для ф.-п. Бетховена, Largo con gran espressione C-dur. Главная тема проникнута величественным движением хорала-ре­читатива (Пример а). Тема эпизода вносит контраст подвижностью ак­компанемента (б), драматическими репликами и ярко контрастным диа­логом (в связке, на доминантовом предыкте) между суровыми деклама­ционными октавами и нежными «небесными» зовами (в); затем в «небес­ном регистре» и далекой тональности B-dur начинается ложная реприза сложной трехчастной формы (г), вслед за которой происходит драма­тическое падение речитирующего голоса «с небес на землю», к низкому регистру главной темы в репризе формы (д), в соответствии с симво­ликой риторической фигуры catàbasis:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: