Разновидность мелодико-остинатной формы составляет ритмомелодикоостинатная форма, или вариации на выдержанную мелодию и остинатный рит м. В этой форме написаны два выдающихся образца симфонической музыки XX в. — «Болеро» Равеля и «эпизод нашествия» из I ч. 7 симфонии Шостаковича. В «Болеро» Равеля, предназначенном для русской балерины И.Рубинштейн, остинатная ритмическая тема у 2-х малых барабанов занимает 2 тт.:
«эпизоде нашествия» Шостаковича это также 2-тактовая ритмоформула у малого барабана:
Благодаря длительному звучанию этих кратких ритмоформул достигается тот «психоделический» эффект, которым обладают неакадемические субкультуры XX в. — джаз, рок и т.д. Мелодическая тема в «Болеро» имеет простую 2-частную форму с повторением каждой части, со схемой ААВВ, где каждый раздел — 18 тт., а вся тема — 72 тт. (начала А и В см. в нашем Примере 37а, б). Огромная по протяженности тема имеет 4 вариации, но без повторений разделов в 4-й вар. и с добавлением коды. Схема такова:
|
|
Тема | 1-я вар. | 2-я вар. | 3-я вар. | 4-я вар. | Кода |
ААВВ | ААВВ | ААВВ | ААВВ | AB |
Главный способ развития — оркестровый, благодаря смене солирующих инструментов (начиная с разделов темы) и неуклонному движению от соло рр к tutti forte. Новаторским гармоническим приемом стало введение параллельных мажорных трезвучий (в 3-й, 4-й вар.), особенно впечатляющих при звучании 4-х труб; динамичный сдвиг в E-dur с последующим возвращением в C-dur использован как эффект кодового завершения.
В «эпизоде нашествия» из 7 симфонии Шостаковича мелодическая тема — период с дополнением, 22 тт. Количество строгих вариаций — 11, стоящая далее особняком 12-я вар. (ц.49) — свободно-разработочная, каноническая. Приемы развития — тембро-оркестровые (смены инструментов в проведении темы), контрапунктические (новые мелодические голоса, имитации, каноны), гармонические (параллельные мажорные трезвучия и др. аккордовые наполнения), общее динамическое нарастание к 11-й вар. (ц.43) и генеральной кульминации I ч. в начале репризы сонатной формы (ц.52 c-moll).
Необычный цикл свободных вариации на выдержанную мелодию
представляет собой глинкинская Баллада Финна A-dur. Положенная в основу тема в простой 3-частной форме («Умчалась года половина», 8+8+8) преобразуется сильным симфоническим развитием, благодаря которому эта форма в дальнейшем больше не повторяется. Сразу за проведением темы следует разработка с тональными смещениями — E, fis, gis («Я вызвал смелых рыбаков»). В 1-й вар. («Сбылися пылкие желанья») к трехчастной форме добавляется повторение ее середины, 2-я вар. («К чему рассказывать») в связи с повествованием о седых колдунах, знающих «тайну страшную природы», быстро переходит в разработку с энгармоническими модуляциями, 3-я вар. («В мечтах надежды») имеет строение, близкое 1-й, 4-я вар. («Увы, мой сын») сохраняет период и середину, а реприза принимает функцию коды. Но тот факт, что на протяжении Баллады 8 раз (в экспозициях и репризах) звучит одна и та же неизменная тема в неизменной главной тональности, заставляет слышать здесь глинкинские вариации на выдержанную мелодию.
|
|