А) А. Шнитке. Реквием, I ч

Разновидность мелодико-остинатной формы составляет ритмомелодикоостинатная форма, или вариации на выдержанную мелодию и остинат­ный рит м. В этой форме написаны два выдающихся образца симфони­ческой музыки XX в. — «Болеро» Равеля и «эпизод нашествия» из I ч. 7 симфонии Шостаковича. В «Болеро» Равеля, предназначенном для рус­ской балерины И.Рубинштейн, остинатная ритмическая тема у 2-х ма­лых барабанов занимает 2 тт.:

«эпизоде нашествия» Шостаковича это также 2-тактовая ритмо­формула у малого барабана:

Благодаря длительному звучанию этих кратких ритмоформул дости­гается тот «психоделический» эффект, которым обладают неакадемичес­кие субкультуры XX в. — джаз, рок и т.д. Мелодическая тема в «Болеро» имеет простую 2-частную форму с повторением каждой части, со схемой ААВВ, где каждый раздел — 18 тт., а вся тема — 72 тт. (начала А и В см. в нашем Примере 37а, б). Огромная по протяженности тема имеет 4 ва­риации, но без повторений разделов в 4-й вар. и с добавлением коды. Схема такова:

Тема 1-я вар. 2-я вар. 3-я вар. 4-я вар. Кода
ААВВ ААВВ ААВВ ААВВ AB  

Главный способ развития — оркестровый, благодаря смене соли­рующих инструментов (начиная с разделов темы) и неуклонному дви­жению от соло рр к tutti forte. Новаторским гармоническим приемом стало введение параллельных мажорных трезвучий (в 3-й, 4-й вар.), особенно впечатляющих при звучании 4-х труб; динамичный сдвиг в E-dur с последующим возвращением в C-dur использован как эффект кодо­вого завершения.

В «эпизоде нашествия» из 7 симфонии Шостаковича мелодическая тема — период с дополнением, 22 тт. Количество строгих вариаций — 11, стоящая далее особняком 12-я вар. (ц.49) — свободно-разработочная, каноническая. Приемы развития — тембро-оркестровые (смены инстру­ментов в проведении темы), контрапунктические (новые мелодические голоса, имитации, каноны), гармонические (параллельные мажорные трезвучия и др. аккордовые наполнения), общее динамическое нараста­ние к 11-й вар. (ц.43) и генеральной кульминации I ч. в начале репризы сонатной формы (ц.52 c-moll).

Необычный цикл свободных вариации на выдержанную мелодию

представляет собой глинкинская Баллада Финна A-dur. Положенная в основу тема в простой 3-частной форме («Умчалась года половина», 8+8+8) преобразуется сильным симфоническим развитием, благодаря которому эта форма в дальнейшем больше не повторяется. Сразу за про­ведением темы следует разработка с тональными смещениями — E, fis, gis («Я вызвал смелых рыбаков»). В 1-й вар. («Сбылися пылкие желанья») к трехчастной форме добавляется повторение ее середины, 2-я вар. («К чему рассказывать») в связи с повествованием о седых колдунах, знающих «тайну страшную природы», быстро переходит в разработку с энгармоническими модуляциями, 3-я вар. («В мечтах надежды») имеет строение, близкое 1-й, 4-я вар. («Увы, мой сын») сохраняет период и се­редину, а реприза принимает функцию коды. Но тот факт, что на про­тяжении Баллады 8 раз (в экспозициях и репризах) звучит одна и та же неизменная тема в неизменной главной тональности, заставляет слы­шать здесь глинкинские вариации на выдержанную мелодию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: