Дело Pussy Riot

На политическом поле РПЦ выдвигает три основных тезиса: большинство населения России – православные, молебен был преступлением против православных и России, участницы молебна – враги России. «У нас нет будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями и если это глумление кому-то ложится на душу как некая доблесть, как некое выражение политического протеста или как безобидная шутка» [Патриарх Кирилл 2012]. В союзниках здесь оказываются политики: «Я полагаю, что это преступление против России… удар нанесен в сердце России, в то, что свято и дорого для всех» [Яровая И. 2012].

На поле законности утверждалось, что светский суд уполномочен защищать права верующих, и решение суда была правомерным. «Не нужно делать мучеников из этих девиц. Нужно назвать преступление преступлением и выявить всех тех, кто к нему был причастен» [Протоиерей Всеволод Чаплин 2012]. В союзниках снова политики; член «Единой России», депутат ГД Андрей Исаев: «Обязательно общество, государство в лице судебных органов должно подобное хулиганство пресечь и осудить» [Исаев А. 2012].

В поле духовности акция трактуется как богохульство и кощунство. И в союзниках оказываются политики, рядовые верующие, а также деятели культуры: «Во всей ситуации мне больше всего не нравится фарс в святом месте» [Певица Валерия 2012].

Таким образом, дело Pussy Riot церковь трактует во всех трех возможных полях, привлекая широкий круг сторонников, и самым надежным сторонником становятся политические деятели. Ключевые аргументы сводятся к защите Святой Руси. Церковь полагает, что произошло преступление против государственных святынь, которое должно быть наказано государством. Акция может быть оценена только как религиозно-политический, а не как культурный феномен. Базовые позиции – клерикализм, фундаментализм, нет секуляризма, и практически нет постсекуляризма.

Позволим себе несколько предварительных выводов.

1 – когда церковь инициирует процесс, она проявляет постекуляризм и готовность к компромиссам, когда отвечает на вызовы – ведет себя как закрытая корпорация.

2 – постсекуляризм появляется когда необходимо вступить в коалицию в политическими силами

3 – коалиция с политиками является наиболее предпочтительной, остальные силы, включая рядовых верующих, включаются в процесс эпизодически

4 – собственной базовой позиции у церкви нет. Но есть базовые интересы, и они – в увеличении паствы.


СЕКЦИЯ 3. «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ»

Пермякова В. С.Ó


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: