Основные направления в сфере контроля за размещением государственного заказа – это непосредственно контроль за действиями государственных заказчиков в целях предотвращения нарушения ими законодательства о размещении заказов, выявление и пресечение их неправомерных действий, а также, что очень важно, полноценное обеспечение законных интересов и прав участников размещения заказа.
Ввиду того, что размещение государственного заказа является одной из ключевых составляющих финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации то и контроль в сфере государственных закупок осуществляется не только уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти, но и органами финансово-бюджетного надзора в части их полномочий.
В целом применяемые указанными органами методы контроля за размещением заказа схожи и охватывают вопросы, как связанные с процедурными моментами, так и направленные на повышение эффективности использования средств бюджета.
Так, при разработке подходов к проводимым контрольным мероприятиям контрольно-надзорные органы обращают особое внимание в том числе на:
|
|
• правомерность выбора заказчиком способа размещения заказа;
• установление заказчиком требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах;
• установление заказчиком требования об обеспечении контракта;
• установление заказчиком требований к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков;
• отсутствие в контрактах условий авансового платежа (а в случае их наличия – соблюдение установленных ограничений, т. е. предельных размеров авансирования);
• наличие в государственных контрактах обязательных условий об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами;
• пересмотр условий государственных контрактов при их заключении и исполнении, повлекший изменение цены либо количества поставленных товаров;
• наличие фактов неприменения заказчиком штрафных санкций в случае несоблюдения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) условий контрактов;
• заключение (оплата) контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств либо средств, предусмотренных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами);
• ведение заказчиком реестра закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов.
Кроме того, уделяется особое внимание:
• соответствию размещаемых заказов требованиям законодательства, включая проверку установленных заказчиком требований к участникам размещения заказа и составу заявок на участие в торгах (в т. ч. в целях исключения требований, ведущих к сужению круга потенциальных участников);
• допуску к участию в торгах и оснований отказов в таком допуске;
• составу и содержанию документов, оформляемых в ходе проведения торгов;
• срокам проведения торгов;
• наличию дополнительных соглашений к контрактам и обоснованность их заключения.