Риски остаются

Как уже отмечалось, размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме обеспечивает максимальную открытость и прозрачность торгов, исключает возможность сговора между поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также между поставщиками (исполнителями, подрядчиками) и заказчиком, существенно облегчает работу как государственным заказчикам, так и участникам размещения заказа при проведении ими обязательных, регламентированных Законом № 94-ФЗ процедур. Кроме того, открытые аукционы в электронной форме позволяют решить ряд наболевших проблем, из которых наиболее значительной является коррупция.

Сама процедура проведения электронного аукциона, в отличие от “молоточного”, исключает возможность серьезных ошибок, в т. ч. технического характера. Однако риск ошибок и неправомерных действий, допускаемых при размещении заказов как государственными заказчиками и операторами электронных площадок, так и участниками размещения заказа, все-таки существует и за их совершение КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом лишь немногие поставщики (подрядчики, исполнители), участвующие в размещении государственных заказов и совершающие большое количество нарушений, в полной мере осознают то, что за недобросовестные действия, основной целью которых является подписание государственного контракта и, соответственно, получение от этого определенной прибыли, им придется отвечать перед законом.

Примером указанных действий может служить подписание контракта и последующее его ненадлежащее исполнение или, в худшем случае, неисполнение вообще, а также отказ от исполнения обязательств, взятых на себя при подаче заявки на участие в торгах и подписании контракта, с последующим понуждением к заключению дополнительных соглашений, не предусмотренных законодательством.

Подобные недобросовестные действия участников размещения заказа в определенной степени создают предпосылки для появления негативных тенденций на рынке товаров, работ, услуг в целом и вызывают опасения у государственных заказчиков в первую очередь связанные с высокой вероятностью отсутствия честной конкурентой борьбы в ходе проведения аукциона и осуществления поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с установленными требованиями.

Но в настоящее время и добросовестные поставщики (подрядчики, исполнители), и государственные заказчики активно борются с нарушениями законодательства о размещении заказов, как правило, путем реализации своего права предусмотренного законодательством о размещении заказов, и в особых случаях, направления сведений в правоохранительные органы.

Нарушения при организации и планировании размещения заказа

Нарушения, допускаемые в ходе организации и планирования размещения заказов, как правило, выражаются:

• в установлении заказчиком непредусмотренных законодательством требований к участникам размещения заказа. Например, выставление требований к их квалификации и производственным возможностям, финансовой состоятельности;

• в установлении заказчиком требования о представлении в составе заявки документов и сведений, непредусмотренных Законом № 94-ФЗ. Например, о представлении лицензий в случае, если вид деятельности по контракту не подлежит лицензированию, или документов, подтверждающих качество товара (в т. ч. сертификатов), в случае если они передаются вместе с товаром при его поставке;

• во включении в состав одного лота товаров (работ, услуг), технологически не связанных между собой. Примером такого нарушения может служить включение в один лот расходных материалов медицинского назначения и диагностического оборудования;

• во включении в документацию об аукционе указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование производителя, место происхождения товара, ведущего к ограничению количества участников размещения заказа. При этом, как правило, заказчиком довольно часто указываются сведения о каталожных номерах и артикулах, имеющих непосредственное отношение к производителю товаров;

• в указании в документации об аукционе товарного знака без сопровождениями его словами “или эквивалент” (исключение составляют случаи необходимости совмещения закупаемого товара с товаром, уже используемым заказчиком) и без указания значений эквивалентности поставляемого товара, т. е. без предоставления возможности поставки аналогичного товара, порой лучшего качества, чем установлено заказчиком в документации об аукционе. При этом основная проблема заказчиков заключается в неэффективном анализе рынка закупаемых товаров (работ, услуг) либо в его отсутствии или неграмотном описании технических характеристик и свойств необходимого к поставке товара, а также требований к его качеству. Порой заказчики не используют в работе по подготовке закупки государственные стандарты, содержащие четкие параметры качества продукции;

• в указании в документации об аукционе товарного знака, происходящего из иностранного государства, без указания на товарный знак товара российского происхождения. Здесь необходимо отметить, что действующие нормы Закона № 94-ФЗ не накладывают на заказчика прямого обязательства проводить мониторинг рынка товаров российского производства, а обязанность указания отечественного товара наступает лишь в случае наличия у заказчика информации об аналогичном товаре, произведенном в нашей стране.

• в недоработках при составлении проектов государственных контрактов, в которых, как правило, нечетко прописаны условия поставки и приемки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для нужд заказчика, порядок оплаты по контракту.

Именно на этапе организации и планирования размещения заказов важно уделять внимание вопросам, связанным с контролем за формированием проектов контрактов и определением прав и потребностей заказчика. Основное на данном этапе – это проработка должностными лицами, ответственными за подготовку документации об аукционе, совместно с заинтересованными структурными подразделениями бюджетного учреждения содержания и состава технического задания и проектов контрактов.

При выборе способа размещения заказа внимание следует обращать на соответствие размещаемого заказа требованиям Перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93.

Основной акцент должен быть сделан на недопустимость применения процедуры “молоточного” аукциона, открытого конкурса, исключение могут составлять лишь закупки до 100 тыс. руб. и запросы котировок с учетом непревышения лимитов расходования финансовых средств, предусмотренных законодательством о размещении заказов.

Немаловажной особенностью размещения заказов, а также комбинирования способов размещения заказов являются случаи осуществления государственными заказчиками, после заключения контрактов по итогам торгов, дополнительной закупки, аналогичной предмету заключенного контракта, путем размещения заказа до 100 тыс. руб. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и проведения запроса котировок до 500 тыс. руб. Несмотря на то, что заказчик имеет право осуществлять закупки небольшого объема, в подобных случаях возникает риск, связанный с искусственным созданием условий для корректировки лимитов бюджетного финансирования, что неизменно приводит к большим временным затратам и влияет на планируемую работу организации по подготовке к размещению заказов в целом. Поэтому, хотя действовать описанным выше способом действующее законодательство заказчику и не запрещает, комбинация данных процедур все же не желательна.

В этой связи нельзя не сказать и о том, что одним из наиболее острых вопросов, стоящих перед заказчиками при осуществлении ими закупок малого объема (до 100 тыс. руб.) и запросов котировок (до 500 тыс. руб.), в настоящее время является определение одноименной продукции.

Ввиду отсутствия действующего нормативного правового акта, регламентирующего одноименность продукции, большинство случаев неэффективного использования бюджетных средств вызваны отсутствием понимания у заказчиков алгоритма отнесения предметов закупки к группам товаров (работ, услуг), функционально и технологически связанных между собой.

При подготовке процедуры размещения заказа в подобной ситуации заказчику необходимо уделять повышенное внимание недопустимости превышения установленных Законом № 94-ФЗ предельных сумм с учетом разделения товаров на группы по функциональным характеристикам.

Самый действенный механизм, позволяющий избежать проблем подобного рода, – это предусмотренные Законом № 94-ФЗ процедуры торгов, наиболее эффективной из которых, как уже говорилось, является открытый аукцион в электронной форме.

Также для организации полноценной работы по подготовке к размещению заказа заказчику перед проведением каждой закупки рекомендуется проверять достаточность средств на соответствующем коде бюджетной классификации, с которого планируется осуществление оплаты за поставку товара (выполнение работ, оказание услуг). При этом следует контролировать достаточность средств на планируемую дату размещения на электронной площадке извещения о проведении аукциона, что позволит избежать превышения лимитов бюджетных обязательств и размещения информации о закупке без необходимой суммы на определенном коде.

Особенно важно включать в проект контракта перечень мер, обеспечивающих защиту заказчика от недобросовестных участников размещения заказа, основными из которых могут быть:

• исключение авансирования по контракту с установлением его оплаты по факту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

• установление обеспечения по контракту;

• введение поэтапности поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по контракту с соответствующей постепенной оплатой;

• в контракте обязательно должна быть установлена ответственность за ненадлежащее исполнение его условий контрагентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: