Порядок построения генерального бюджета производственного предприятия

Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия. Поскольку основой для разработки финансовых планов явля­ются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее составле­ние текущих бюджетов.

В состав операционного (текущего) бюджета входят бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов продукции, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости производства продукции, бюджет продаж, бюджет общехозяйственных расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет прибылей и убытков.

Процесс операционного бюджетирования начинается с составления бюджета продаж

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и являет­ся основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанав­ливается на основе объема реализации.

Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предпри­ятия. Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия.

В бюджете производства определяется количество продук­ции, которое предполагается произвести исходя из намечен­ного объема продаж и потребностей в запасах готовой продук­ции. Производственный бюджет составляется по видам продук­ции на основе соотношения:

ТПi = РПi + ГПкi -ГПнi,

где ТПi — объем товарной продукции, который должен быть произведен в планируемом периоде; РПi — предполагаемый объем реализации продукции; ГПнi — запасы готовой продук­ции на начало периода.

Необходимый запас готовой продукции рассчитывают по формуле:

ГПкi= Si* ti,/ Т,

где ГПki - запас готовой продукции i -го вида на конец периода; Si — объем реализации i-го вида продукции в будущем периоде, ti средний срок хранения готовой продукции i-го вида на складе (в днях); Т— длительность будущего периода (в днях).

Запас готовой продукции зависит от ti — среднего срока хранения готовой продукции. Но следует ориентироваться не столько на ту ситуацию, которая сложилась на предприятии к настоящему времени, сколько на оп­тимальное время хранения запасов на складе.

Для обеспечения непрерывности производственного процесса предприятию необходим некоторый запас незавер­шенной продукции. Запасы незавершенной продукции рассчи­тывают аналогично запасам готовой продукции, за тем исклю­чением, что вместо срока хранения учитывают длительность производственного цикла:

НЗПкi =- Вi*tiг / Т,

где НЗПki — запас незавершенной продукции i-го вида на ко­нец периода; Вi — объем выпуска i-го вида продукции за буду­щий период; t i длительность производственного цикла (и днях); кг — коэффициент готовности незавершенного произ­водства (обычно принимают равным 50%).

Итак, объем выпуска валовой продукции (ВП) i-го вида ра­вен объему выпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов незавершенного производства:

ВПi = ТПi + НЗПкi - НЗПнi.

Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель — определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода.

Предварительно рассчитывают расход материалов по видам продукции.

Большей частью затраты на материалы являются перемен­ными, а потому потребность в материалах в натуральном выра­жении можно рассчитать по следующей формуле:

М = Н*Q + Мк,

где Н — норма расхода на единицу продукции; Q объем производства; Мк — запас материалов на конец периода.

Однако существуют материалы, расход которых зависит не от объема выпуска, а от длительности планируемого периода Т (например, вспомогательные материалы, катализаторы и др.). В этом случае применяется следующая формула:

М = Н*Т.

Объем закупок равен разности между потребностью в мате­риалах и запасом, имеющимся на предприятии к началу плано­вого периода:

З = М – Мн

Стоимость закупок С = З*Ц, где З — объем закупок (в натуральном выражении); Ц — цена.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составля­йся на базе производственном программы. Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудо­емкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рас­считывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудова­ния. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоян­ными.

Бюджет себестоимости производства продукции сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подго­товку участков и цехов с учетом изменения запасов незавер­шенного производства. Структура бюджета себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на по­стоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.

В бюджет коммерческих расходов включают из­держки текущего характера, связанные с реализацией продук­ции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, ме­роприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.

Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов.

Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, пе­ременных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

На основании бюджета прибылей и убытков проводят ана­лиз и делают выводы об оптимальности представленной систе­мы бюджетов и необходимости корректировок.

Финансовый бюджет предприятия состоит из бюджета капитальных вложений, бюджета денежных средств и прогнозного баланса. Цель финансового бюджета – разработать прогнозный баланс предприятия, который является результатом финансовых и нефинансовых операций организации.

Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибыли и убытках, прогнозный баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

При создании бюджета денежных средств информация из плана прибылей и убытков анализируется с точки зрения реального выбытия и поступления денежных средств. Данный анализ предполагает знание условий погашения кредиторской задолженности, а также порядка работы с дебиторами.

Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях

баланса используется информация, содержащаяся в плане прибылей и убытков и бюджете денежных средств в соответствии с формулой:

Сальдо на конец периода = Сальдо на начало периода + Начисления

(из плана прибылей и убытков) + Поступления (из бюджета денежных средств) - Выплаты (из бюджета денежных средств).

Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом и начинается его предварительный анализ. Генеральный бюджет показывает руководству АО, как его планы скажутся на финансовом состоянии организации. Если в результате составления бюджета выявятся проблемы, вызванные принятием того или иного курса действий, то руководство предприятия начинает всю плановую работу заново. Так, может быть изменена кредитная политика предприятия в отношении покупателей: введена скидка за быструю оплату счета или изменены условия предоставления отсрочки платежа. Другими словами, первый вариант генерального бюджета редко оказывается окончательным. После корректировки планов действий предприятия в целом и его отдельных подразделений вносятся изменения в генеральный

бюджет и вновь анализируется влияние планов предприятия на его финансовое состояние. В этом смысле процессы планирования и составления бюджета сливаются в один процесс управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: