Анализ безубыточности производства

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. Он является инструментом планирования и контроля, позволяет осуществлять оценку альтернатив. Данный анализ служит ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений.

Безубыточность – такое состояние, когда организация не получает ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы организация начала получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты.

По существу анализ безубыточности сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки окупаемости затрат), которая представляет собой минимальный (критический) объем производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е.предприятие не получает ни прибыли, ни убытка или выручка от продаж такого объема продукции покрывает все переменные и постоянные затрат предприятия.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:

1) математический метод (метод уравнения);

2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);

3) графический метод.

Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки безубыточности математическим методом используется формула расчета прибыли предприятия:

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль

или

Цена единицы продукции х Х - Переменные расходы на единицу продукции х Х -Постоянные расходы = Прибыль,

где X — объем реализации в точке безубыточности, шт.

Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

Х х (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) - Совокупные постоянные расходы = 0.

Решая уравнение получаем:

Х х (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) = Совокупные постоянные расходы

Далее выводится конечная формула для расчета точки безубыточности:

Х (точка безубыточности) = Совокупные постоянные расходы / (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции).

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу. При маржинальном подходе для расчета точки безубыточности используется показатель маржинального дохода и формула его расчета:

Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль.

В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка безубыточности.

Альтернативная формула расчета имеет вид:

Совокупный маржинальный доход – Совокупные постоянные расходы = Прибыль.

Поскольку в точке безубыточности прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:

Маржинальный доход на единицу продукции х Х =Совокупные постоянные расходы

где X — объем реализации в точке безубыточности, шт.

Далее выводится формула для расчета точки безубыточности:

Х (точка безубыточности) = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции

Для принятия перспективных решений является полезным расчет коэффициента выручкивыр) или нормы маржинального дохода, который представляет собой соотношение маржинального дохода и выручки от продаж. Он может рассчитываться либо в процентах, либо в удельных долях:

Квыр = Маржинальный доход х 100% / Выручка от продаж

Или

Квыр = Маржинальный доход / Выручка от продаж

Коэффициент выручки (нормы маржинального дохода) показывает, какой процент выручки составляет маржинальный доход, т. е. про­цент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и обра­зование прибыли. При неизменных постоянных затратах коэффициент выручки показывает прирост прибыли пред­приятия в абсолютном выражении при увеличении выручки на 1 руб.

Чем больше коэффициент выручки, тем сильнее меняется прибыль в результате колебаний выручки. Поэтому большой ко­эффициент выручки выгоден в случае, если спрос на продукцию предприятия стабильно высок: тогда даже небольшой прирост вы­ручки приведет к довольно существенному росту прибыли. Если спрос нестабилен и высока вероятность того, что фактическая вы­ручка окажется меньше запланированной, высокий коэффициент выручки свидетельствует об увеличении риска убытка. Следовательно, в случае увеличения коэффициента выручки необходимо задуматься о создании резервов, сохранении запаса ликвидности. Коэффициент выручки можно снизить если увеличить долю переменных затрат и уменьшить долю постоянных затрат.

Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, - «кромка безопасности» - это разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реали­зации (в натуральном выражении):

Кб = Хфакт. – Хкрит.(в точке безубыточности)

Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем меньше кромка безопасности, тем больше риск того, что фактиче­ский объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня и предприятие окажется в зоне убытков.

Кромка безопасности в стоимостном выражении представляет собой запас финансовой проч­ности. Он рассчитывается как разность между фактической выручкой от продаж и критической выручкой (выручкой в точке безубыточности):

Зфин.пр.= Выручка от продаж факт.- Выручка от продаж крит.

Кромка безопасности показывает, насколько фактический объем продукции близок к критическому, а запас финансовой прочности помогает оценить, насколько фактическая выручка приближается к критической. Запас финансовой прочности показывает, на сколько рублей может снизиться выручка, чтобы предприятие не несло убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия.

Можно также рассчитать запас финансовой прочности в процентах к выручке от реализации, который показывает какое процентное снижение выручки может выдержать предприятие без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Таким образом, анализ безубыточности позволяет оценить результаты деятельности предприятия, а также помогает выработать рекомендации по увеличению прибыльности текущей деятельности предприятия.

Графический метод определения точки безубыточности основан на построении графиков поведения выручки от продаж и совокупных (общих) затрат. В основе этого метода лежит предположение о линейном характере изменения затрат и выручки при изменении объемов производства (продаж). График состоит из двух прямых: прямой, описывающей поведение совокупных (общих) затрат и прямой описывающей поведение выручки от продаж в зависимости от изменения объемов продаж. На оси абсцисс откладывается объем продаж в натуральном выражении, на оси ординат – затраты и доходы в денежном выражении. Точка пересечения этих двух прямых показывает точку безубыточности.

Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

• переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;

• производительность труда не меняется внутри масштабной базы;

• удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;

• структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

• поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;

• на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.

3. Принятие решений по планированию ассортимента, ценообразованию и определению структуры продукции.

Перед предприятием, производящим не один вид продукции, стоит задача не только определения оптимального объема производства (анализ безубыточности), но определения ассортимента реализуемой продукции.

При решении этой задачи уровень продаж продукции одного вида следует обозначить через X, тогда маржинальный доход от продажи данной продукции исчисляют так:

Маржинальный доход = (Цена единицы продукции х Х) - (Переменные расходы на единицу продукции х X).

Если структуру всей выпускаемой продукции и затраты на ее выпуск выразить через уровень продаж продукции одного вида, т.е. через величину X, то, подставив эти значения в формулу:

Прибыль = Сумма маржинального дохода по каждому виду продукции - Постоянные расходы, можно определить оптимальную структуру выпускаемой продукции.

При дальнейших расчетах находят полную себестоимость и рентабельность единицы каждого вида продукции. На данном этапе требуется быть особенно внимательными, так как нередко снятие наименее рентабельной продукции с производства может привести к значительному увеличению себестоимости оставшейся продукции. Поэтому любое решение об изменении структуры выпускаемой продукции следует сопровождать расчетом полной себестоимости каждого вида планируемой к выпуску продукции.

В условиях неполной загрузки производственных мощностей решение о снятии с производства изделия, убыточного в результате расчетов полной себестоимости не всегда оказывается верным. Если это изделие приносит положительный маржинальный доход, то снятие его с производства лишь ухудшит финансовое положение предприятия. Решение этого вопроса на основе калькулирования полной себестоимости приводит к негативным последствиям. Поэтому целесообразность снятия с производства изделия можно определить по системе «директ-костинг».

Особое значение среди задач управленческого учета имеет установление цены на продукцию. Определяя цены в условиях рыночных отношений, нельзя подходить к этому процессу только от затратного метода. Необходимо анализировать положение на рынке в целом, реакцию потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер должен, в первую очередь, определить, будет ли спрос на его продукцию по такой цене.

Очень часто руководству организации приходится принимать решение о выполнении или отклонении заказов, цена продукции по которым оказывается ниже их полной себестоимости. Чтобы принимать такие решения, необходима информация о долгосрочном и краткосрочном нижнем пределе цены.

Долгосрочный нижний предел цены — цена, позволяющая покрыть все затраты предприятия по производству и реализации продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел цены — цена, позволяющая покрыть только переменную часть затрат по производству и реализации продукции. Данный предел соответствует переменной себестоимости продукции. Информация для определения этого предела может быть получена в рамках системы «директ-костинг».

В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда установленная цена не покрывает полные затраты по данному заказу. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.

Таким образом, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предполагаемую цену необходимо сравнивать с переменными затратами, а не с полной себестоимостью, т.к. речь идет о дополнительном заказе и постоянные расходы уже заложены в себестоимость и цену производственной программы (основного заказа) предприятия. В рамках краткосрочного периода постоянные расходы неизменны.

Реальность показывает, что трудности у организации зачастую возникают в связи с ограниченностью производственных возможностей. Факторы, ограничивающие производство, называются лимитирующими. К ним можно отнести недостаток рабочей силы, материалов, производственных площадей и т.п. Задача руководства организации — добиться максимизации прибыли в условиях ограниченности ресурсов. Оценочным критерием в таких случаях будет наибольшая маржинальная прибыль на единицу продукции при ограниченности ресурса. Если имеется не один, а несколько лимитирующих факторов, то при расчетах применяют методы линейного программирования.

Нередко производственный процесс организаций состоит из ряда сложных операций, одной из которых является сборка готовой продукции. Руководители таких организаций должны решить вопрос о том, какие узлы и детали выгоднее производить своими силами, а какие приобретать. Для решения следует учесть все элементы затрат (на приобретение, производство, ремонт, обслуживание, ликвидацию и т.п.) и доходов (арендная плата и другие поступления, полученные от использования освободившихся производственных мощностей, и т.п.), релевантных к определенному решению. Решение «производить или покупать» необходимо для нахождения оптимального варианта использования имеющихся производственных мощностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: