Сущность предпринимательской среды. Внешняя предпринимательская среда

Под предпринимательской сре­дой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную со­циально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособ­ным гражданам для занятия предпринимательской деятельнос­тью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъек­тов рыночной экономики. Как интегрированная сложная систе­ма предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, так и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Известные ученые, занимающиеся исследованиями благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям:

- необходимые экономические свободы;

- развитие организационно-хозяйственного новаторства.

В ка­кой-то мере эти два важнейших составных элемента предприни­мательской среды зафиксированы в Конституции страны. В част­ности, в ней записано, что: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предприни­мательской деятельности; никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской де­ятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распо­ряжение землей и другими природными ресурсами осуществля­ется их собственниками свободно; в Казахстане га­рантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и, наконец, в Казахстане признаются и равным образом защи­щаются частная, государственная, муниципальная и иные фор­мы собственности.

Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.

Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:

• экономическое положение в стране и регионах;

• политическая ситуация, характеризующаяся стабильность развития общества и государства;

• правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимательской и других субъектов рыночной экономики;

• государственное регулирование и поддержка предпринима­тельства;

• социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем без­работицы;

• культурная среда, обусловленная уровнем образования на­селения, обеспечивающая возможность заниматься опреде­ленными видами предпринимательского бизнеса;

• научно-техническая, технологическая среда;

• наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных ви­дов деятельности;

• физическая среда, связанная с климатическими (погодны­ми) условиями, влияющими на процесс функционирова­ния предпринимательских организаций;

• отсутствие проявления природных катаклизмов;

• институционально-организационная среда, свидетельству­ющая о наличии достаточного числа организаций, обеспе­чивающих возможность осуществления коммерческих опе­раций, деловых связей и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: