Спор, полемика, диспут, дебаты, прения. Классификации споров. Тактика оппонента и пропонента. Виды аргументов и структура доказательства. Ошибки и уловки.
Спор – процесс обсуждения разногласий, когда каждая из сторон отстаивает свою правоту, приводит аргументы в поддержку своей точки зрения и критикует аргументы оппонента.
Дискуссия – публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы; это публичный спор на установление истины.
Полемика – публичный сор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника; это публичный спор на победу.
Диспут – публичный, заранее подготовленный спор на какую-нибудь общественно –значимую проблему.
В отличие от спора, при обсуждении стороны высказывают свои взгляды, точки зрения для того, чтобы познакомить с ними окружающих, получить новые сведения или аргументы для обдумывания, а не для того, чтобы доказать правильность своей и неправильность остальных точек зрения.
Дебаты – публичное обсуждение какой-либо общественно – важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.
Прения – публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения.
Классификации споров
1. По мотивам и целям: спор из-за истины; для убеждения кого-либо; для победы; спор ради спора
2.По социальной значимости проблемы: общечеловеческие интересы; национальные интересы; интересы социальных слоев общества; групповые интересы; семейные интересы; личные интересы
3.По количеству участников: монолог (внутренний спор); диалог (спор двоих); полилог (спор команд)
4.При слушателях – без слушателей
5. Устный – письменный.
Спор может состояться только, если имеется предмет спора и две или несколько точек зрения на этот предмет.
Стратегии спора: конструктивная – участники стремятся найти истину, понять друг друга, прийти к согласию; деструктивная (конфликтная) – главная цель – победа над противником, средства спора м.б. некорректными.
Тактика пропонента (того, кто выдвигает и доказывает тезис):
– прямое обращение к адресату со своим тезисом и аргументами, возможно сразу предупреждать возражения противника;
– вопросо-ответный диалог – вопросы – капканы, вопросы издалека, представляющие собой посылки, из которых очевидным образом делался вывод.
Тактика оппонента (защита с переходом в наступление):
– метод «да, но..» (аргументы оцениваются, критикуются, опровергаются по частям);
– метод суммирования: оппонент излагает точку зрения противоположной стороны в целом и начинает опровержение. (Вы утверждаете, что … Можно было бы согласиться с …, если бы не ….)






