Вопросы и задания. 1. Назовите пять этапов работы над речью, которые разработала классическая риторика

1. Назовите пять этапов работы над речью, которые разработала классическая риторика.

2. Какие три фазы отмечаются в инвенции? Задачи каждой из них?

3. Какие смысловые модели предлагает риторика для поиска идей речи? Приведите свои примеры работы смысловых моделей.

4. Что такое топика? Согласны ли вы с высказыванием Е.В. Клюева: «Техника топоса – техника задавать вопросы»?

5. Найдит в словесных рядах, приведенных ниже родовое (общее) понятие и его разновидности. Используя оттенки значений слов в этих рядах, объясните различия разновидностей, оцените их.

а) лес, бор, дубрава, роща, пуща, перелесок.

б) хижина, землянка, изба, дом, хоромы, палаты, дворец.

в) несчастье, беда, напасть, бедствие, катастрофа.

6. На какие части вы бы подразделили следующие предметы речи: 1) день, год, жизнь; 2) Москва, улица?

7. Подумайте, каким образом использование топа «целое и части» и топа «свойства» помогает создать изюминку в приведенном тексте.

Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого калия, который ей непременно пришлют в следующий вторник», стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке.

Носит она также и обыкновенные предметы дамского туалета, только не на том месте, где им быть полагается. Так, например, пояс демоническая женщина позволит себе надеть только на голову, серьгу на лоб или на шею, кольцо на большой палец, часы на ногу.

За столом демоническая женщина ничего не ест. Она вообще никогда ничего не ест.

8. Обдумайте тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательств:1) Богатство имеет выгодные стороны; 2)Бедность не лишена преимуществ; 3)Богатство таит опасности; 4) Бедность губительна.

9. Прочитайте фрагменты из «Риторики» Аристотеля. Определите, на каких топах построен текст. Составьте карту топов. Какой из топов преобладает? Сделайте вывод о зависимости между жанром, темой текста и видом топов.

Черты, свойственные юности

...Возраст — это юность, зрелый возраст и старость. Делом случая я называю благородство происхождения, богатство, власть и вещи, противоположные этим, и вообще удачу и неудачу.

Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, чего пожелают, и из желаний плотских они всего более склонны следовать желанию любовных наслаждений и не воздержаны относительно его. По отношению к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и скоро перестают желать; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они не могут совладать с гневом, ибо по своему честолюбию они не переносят пренебрежения, и негодуют, когда считают себя обиженными. Они любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Обоими этими качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием: они совсем не корыстолюбивы, потому что еще не испытали нужды <...>

Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты. Они исполнены надежд, потому что юноши так разгорячены природой, как люди упившиеся вином; вместе с тем они таковы, потому что еще не во многом потерпели неудачу. Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда касается будущего, а воспоминание — прошедшего; у юношей же будущее продолжительно, прошедшее же кратко <...> Их легко обмануть вследствие сказанного: они легко поддаются надежде. Они чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены надежд; первое из этих качеств заставляет их не бояться, а второе — быть уверенными <...> Они великодушны <...> В своих занятиях они предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем расчетом; расчет касается полезного, а добродетель — прекрасного. Юноши более, чем люди в других возрастах, любят друзей, семью и товарищей, потому что находят удовольствие в совместной жизни и ни о чем не судят с точки зрения пользы, так что и о друзьях они судят так. Они во всем грешат крайностью и излишеством <...> Они считают себя все­ведущими и утверждают это; вот причина, почему они все делают чрез меру. И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе. Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими <...> Они любят посмеяться и сказать острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие.

Используйте составленную вами карту топов для подготовки текста речи на тему: Черты, свойственные девушкам. Ваша задача — выступить с речью на съезде феминисток. Проверьте предварительно значения слов феминизм, феминистка по современным толковым словарям. Скорректируйте образ адресата речи.

Лекция 7. Диспозиция

Диспозиция. Структура и композиция речи. Зависимость композиции от целей и задач речи. Композиционные особенности речей разных видов.

Следующий после инвенции этап создания речи – диспозиция. Основные цели диспозиции были: установить четкое членение сообщения; обеспечить внутреннюю связность между частями.

За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема: Вступление – основная часть –заключение.

Задачи оратора во вступлении:

• привлечь внимание слушателей («реклама» в соответствии с современной терминологией);

• настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка союзников»);

• готовить почву для разработки темы («презентация темы»).

Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.

Если ваша речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что вы не намерены «давить» на аудиторию, принуждать ее к чему-либо. Больше того, в интересах оратора продемонстрировать свою честность, объективность, заинтересованность в общем согласии. Поэтому лучше избегать таких слов, как «вы должны…», «вам придется…», «я заставлю вас…». Во введении к убеждающей речи можно сформулировать ее главный тезис или (в зависимости от особенностей аудитории) сказать о том, какой вопрос будет рассматриваться в речи и на каких проблемах, относящихся к этому вопросу, вы остановитесь.

Чтобы заинтересовать слушателей информирующей речью, во вступлении можно объяснить, зачем слушателям понадобится та информация, которую вы хотите сообщить.

Главные требования к вступлению:

1. Оно должно быть предметом особого внимания оратора, потому что «привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение».

2. Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части (по правилу Леонардо да Винчи вступление и заключение не должны превышать одной трети всего выступления).

3. Опытные ораторы пишут вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

4. Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь!

Основная часть. В основной части реализуются главные целевые установки оратора: сообщить информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо, опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям! В зависимости от цели избирается метод преподнесения материала.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются от слабого к сильному по возрастающей.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. При этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому.

Метод аналогии – сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения – убедительными. Особенно это касается аргументирующей речи, которая является самой сложной для разработки.

Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует:

· выяснить, действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;

· определить свою собственную твердую позицию по данному вопросу;

· сформулировать как можно раньше и точнее тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: их истинность должна быть доказана независимо от тезиса. При выборе аргументов необходимо заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе). Нельзя подменять аргументы своим мнением.

При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувству патриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы восприятия живой речи.

Заключение речи. Цель оратора – закрепить впечатление от сказанного, способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1. Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;

2. Оно требует точности изложения и разнообразия в стиле.

3. Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует.

4. Концовка выступления должна создать соответствующее настроение.

Вопросы и задания

1. Какие задачи решаются на этапе «Диспозиция» создания речи? Чем отличается план от композиции?

2. Как структурно организовать информирующую речь?

3. Какие смысловые модели можно использовать при описании предмета.

4. Как рассказывать истории?

5. Как построить речь-рассуждение по классическому образцу (строгая хрия, искусственная хрия)?

6. Какие требования к построению речи предлагает современная риторика?

7. Какие цели должен поставить перед собой говорящий, приступая к созданию вступления; главной части; заключения?

8. Сделайте комплексный риторический анализ речи: определите род и вид, охарактеризуйте языковые особенности речи, определите, какие функционально –смысловые типы речи использованы. Какие топы использовал автор при подготовке речи? Охарактеризуйте структуру и композицию речи, оцените успешность приемов, которые использовал автор на каждом этапе.

Дорогие коллеги!

Мы собрались с вами сегодня, чтобы отметить день рождения нашей компании. Вы знаете, что в программе вечера номера, подготовленные каждым отделом и награждение участников конкурса. Но это впереди. А сейчас я бы хотел сказать несколько слов о том, каким был для нас прошедший год, и чего мы ждем от следующего года.

Старожилы помнят, как все начиналось. Мы арендовали две комнаты и за одним столом решали сообща все проблемы. Золотое было время, и вклад тех, кто был первымнеоценим. Но каждый новый сотрудник вносил в наш бизнес свою лепту, каждый принес в компанию частичку себя и обогатил ее.

Многие, наверное, помнят случай, когда Витя, наш грузчик, сам напечатал на принтере указатели и развесил их на всем пути следования к складу. Сколько потом благодарностей мы получили от клиентов! Казалось бы – такой простой шаг. Но насколько важный! И он показывает, что у нас нет равнодушный людей, что мы заботимся о клиентах. И ведь это не единичный случай, действительно каждый наш сотрудник сделал что –то, что улучшило жизнь компании.

Многого мы добились и за прошлый год. Наши продавцы показали отличные результаты, и мы вышли, наконец, к заветным 10% доли рынка, т.е. за год наши объемы продаж увеличились на 30%. Это рекордная для нас цифра. Выше темпы роста были только в первый год, но тогда и начинали мы с нуля.

Наши технологам тоже молодцы. Премия "Покупайте российское" 2006 годалучший товар годаэто заслуженно высокая оценка их работы.

Наши совместные усилия привели к открытию за прошлый год 3 филиалов. А еще мы создали клуб постоянных клиентов, и в него уже вступило 30 компаний. Действительно, есть чем гордиться!

Были и трудности. Если бы их не было, наверное, было бы не так интересно. Ведь если удается справиться действительно со сложной ситуацией, понимаешь, что ты действительного чего –то стоишь. Открытие нового склада было очень трудным делом, мы не уложить ни в сроки, ни в смету, но ценой героических усилий многих здесь присутствующих склад был открыт. И мы, наконец, смогли обеспечить клиентам достойный сервис.

Конечно, удалось не все. Наши расходы росли быстрее доходов, в итоге прибыль выросла незначительно, и мы вынуждены были отложить открытие собственного производства. Это наш резерв на будущее.

В этом году мы должны приложить максимум усилий к тому, чтобы оптимизировать расходы, сократить необдуманный траты. Все помнят, как в прошлом году мы готовились к выставке. Конечно, в итоге все прошло замечательно, но если бы мы начали готовиться заранее и спланировали бы все более тщательно, нам не пришлось бы в последний момент тратить столько денег на аутсорсинговую компанию. И это только один пример.

Каждый, если подумает, сможет найти в своей работе такие резервы. И конечно, нам необходимо повысить согласованность действий. Если мы сможем быстрее принимать решения, это тоже позволит нам более рационально тратить деньги. Тем более что у нас столько сильных сторон, что грех их не использовать. Наш продукт действительно уникальный, и последняя выставка это еще раз подтвердила. Наши специалистыведущие в отрасли, недаром к нам постоянно обращаются за комментариями все ведущие журналы отрасли. Наши руководители имеют прекрасное образование и знают все тайные кнопки бизнеса. И, наконец, мыкоманда, которая стремится работать на результат. С такими активами у нас есть все шансы войти в пятерку лидеров рынка, и только от нас с вами зависит, как быстро мы этого добьемся.

Я поздравляю всех нас с днем рождения и поднимаю этот бокал за наш бизнес, который объединил всех нас! Ура!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: