Степень разработанности темы

Необходимо отметить, что понятия сакрального и профанного, священного и мирского являются традиционными для философии, религии, антропологии, социологии и культурологии. Уже у Л. Фейербаха (родоначальника антропологии) впервые обнаруживается внимание к этой проблеме. Он подвергает критике божественное как особую сферу сакральной реальности, показывает человеческие истоки идеи Бога и создает новую, человеческую религию, где человек человеку Бог.

Можно сказать, что преемником Фейербаха, но уже в XX веке стал известный антрополог М. Шелер. Его понимание человека как соединения «принципа идеи» и «принципа духа», его представления об «идеации», о становлении Бога вместе с человеком, внесли новые акценты в понимание связи сакрального и профанного. священного и мирского. В контексте культурной антропологии, в работах Э. Тайлора, Дж. Фрезера. Б. Малиновского, были выявлены специфика и социальные функции мифа, магии, религии, которые воплощают в себе сакральное на разных уровнях развития общества. Так, в своем 12- томном труде «Золотая ветвь», Дж. Фрезер проследил роль магии в становлении царской власти, связав обряды интронизации с мифами об умирающем и воскресающем божестве.

Необходимо отметить, что наиболее важный вклад в разработку понятия «сакрального» в философии XX века внес Р. Отто своей работой «Священное», в которой он доказывает, что сакральное является определяющим свойством религии. Эта работа принесла автору мировую известность. В ней он на основании длительных наблюдений и размышлений пришел к выводу, что духовный опыт человека приводит его к Реальности, превышающей рациональное познание. При этом Отто в отличие от принципиальных иррационалистов. был убежден, что рациональный элемент необходим в Богопознании; он лишь подчеркивал, что на высшем уровне мистического опыта одного разума недостаточно. Невыразимую тайну Божества Отто обозначил словом «Священное», основываясь на ветхозаветном понятии «кадош», святость. Переживание Священного, согласно Отто нельзя отождествить ни с одной из человеческих эмоций. Священное, или Нуменальное (от лат. numen, божественное), вызывает в человеке не просто чувство зависимости, как думал Шлейермахер, а переживание «абсолютно иного», иноприродного человеку.

Социальная философия второй половины XX века обратилась к повседневности, а также к символу, знаку, языку, обнаружив сакральные аспекты в обычной жизни людей. Эти моменты широко раскрыты в работах М. Бланшо, Ж. Бодрийяра, С. Жижека.

Значительный вклад в разработку данных понятий внесла философия религии и религиоведение в целом. Среди огромного массива работ, посвященных данной тематике, необходимо отметить труды М. Элиаде, в частности, «Священное и мирское». В этой работе исследуется, с одной стороны, принципиальное различие священного и мирского, а с другой стороны, превращения человека и общества в целом, из естественной реальности в реальность сверхъестественную, путем приобщения к сакральному через религиозный опыт.

В рамках структуралистского подхода мы не можем не отметить работ М. Фуко, в которых он рассматривает власть и властные отношение, возникающие между властвующими и подвластными как целую серию как осознанных, так и неосознаваемых линий, сплетающихся вокруг человека. Другими словами, Фуко спрашивает, чем была бы государственная власть, власть, которая, к примеру, навязывает воинскую повинность, если бы вокруг каждого индивида не было бы целого пучка властных отношений, которые его связывают с его родителями, с его работодателем, с его хозяином - с тем, кто знает, с тем, кто внедрил ему в голову то или иное представление.

Религиозно-эзотерический подход, представленный в работах мыслителей-традиционалистов: Р. Генона, П. Труссона. Ю. Эволы и их русских последователей: Е. Головина и. особенно. А. Дугина, показывает, что сакральное пронизывает все сферы жизни человека и общества, что сакральное имеет тотальный и универсальный характер.

Переходя к более узкой проблематике, а именно: к сакрализации власти то. безусловно, ключевой работой, в этом поле исследований, по праву может считаться фундаментальный труд А. Дугина «Философия политики», в которой представлен детальный анализ сферы сакрального в целом и различного проявления этой сферы на разных исторических этапах, в разных модификациях и ипостасях.

Следует отметить также работы отечественных мыслителей, посвященные анализу проблемы взаимоотношений власти и народа в России. Политическая мифология нашей страны была проанализирована в работах А. Андреева. О. Платонова, Е. Шестопал. Н. Щербининой. Б. Успенского и др. Российская политическая мифология и ее роль в политической жизни страны рассматривается на страницах монографии А. Кольева «Миф масс и магия вождей». Влияние христианской мифологии власти на ход политического развития России с момента принятия христианства в 988 году и до крушения власти «последнего наместника Христа» из династии Романовых - царя Николая II исследуется в книге JT. Андреевой «Религия и власть в России: религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти».

В целом же, необходимо сказать и о том, что, несмотря на кажущееся изобилие работ, так или иначе связанных с проблематикой сакрального, священного и близлежащих тем, мы почти не встретили работ, посвященных той же проблеме, что и наша работа. В данной диссертации присутствует попытка связать в единое целое процессы, происходящие в мировой истории с историей отдельной страны, что на наш взгляд, определяет исследовательскую лакуну в научном мире для автора и позволяет работать дальше в этом же направлении.

Выявление закономерностей в эволюции феномена сакрализации власти - такова цель диссертационного исследования. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.1 определить содержание понятий «власть», «сакрализация» и «десакрализация» и выявить основные формы, в которых проявляется сакрализованная и десакрализованная власть;

1.2 проанализировать историю становления и развития сакрализации и десакрализации власти как социального и философского феномена;

1.3 выявить определенные закономерности, возникающие в процессе укрепления института власти;

1.4 показать, что изменения данного феномена в контексте поднятой нами проблематики имеют определенные черты, соответствующие каждому новому этапу развития цивилизации;

1.1 рассмотреть проблему метаморфоз сакрализации и десакрализации власти в контексте специально взятой для изучения страны, а именно - России.

1.2 наметить перспективы дальнейшего исследования, связанного с анализом взаимодействия власти и личности.

Объектом исследования диссертационной работы является феномен сакрализации и десакрализации власти.

Предмет исследования составляют история становления и развития сакральной власти в обществе, основные ступени в метаморфозах данного феномена, преломление теоретической проблемы «сакрализация и десакрализация власти» на примере конкретной страны (России), взаимосвязь власти в ее сакральном аспекте и роли отдельной личности.

Рабочая гипотеза исследования. Мы исходим из предположения, что сакрализация власти не только является необходимым моментом развития, но и сама развивается, имеет собственный процесс становления. Всякое становление имеет определенные этапы, на которых развивающееся, становящееся приобретает различную специфику, поэтому сакрализация власти в природном и общественном развитии, в культурно-историческом процессе и в развитии личности должна обретать соответствующие специфические черты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: