Введение. Павлова Елена леонидовна

Павлова Елена Леонидовна

ФЕНОМЕН САКРАЛИЗАЦИИ И ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Давидович Всеволод Евгеньевич

Ростов-на-Дону 2008

Содержание

Введение

Глава 1 Метаморфозы власти в истории общества

Становление сакральной власти в потестарной организации Восток и Запад как два вектора развития власти

Восточная (Византия) Западная (Римская) империи - цезаропапизм и папоцезаризм

Новое понимание власти: от Нового времени до информационного общества

Глава 2 Феномен сакрализации и десакрализации власти в России

Тема России - история и современность

Власть как богоданность: от Руси Киевской к Руси советской

Новый виток сакрализации власти в советскую эпоху

Глава 3 Личность и власть: грани проблемы

Теоретические вопросы соотношения власти и личности

Власть и личность в России: история и современность

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что феномен сакрализации и десакрализации власти является важным элементом для исследования и проектирования процессов развития, что особо значимо в период социальных трансформаций и реформ.

На наш взгляд, ключевым понятием современности, можно считать понятие всеобщего кризиса. Конечно, кризисы различного рода присутствовали во все времена. Но если предшествующие эпохи интерпретировали кризисы как временное явление, как аномалию нормального хода развития обществ, то в современном мире, понятие кризиса есть необходимая фаза поступательного и необратимого процесса истории. Как отмечают представители ростовской культурологической школы: «Нам не легче от того, что теория и практика культурного развития показывают, что кризис сегодня является необходимым и закономерным этапом в развитии современной культуры, ее динамика представляет собой непрерывный процесс дестабилизации и достижения нового уровня стабильности, архаизации и обновления, рассогласования и гармонизации социального и культурного миров».[1]

По мнению выдающихся мыслителей нашего времени, как отечественных, так и зарубежных, человечество живет в условиях постоянно сжимающейся темпоральной спирали и уже вплотную подошло к тому моменту, чтобы перешагнуть в качественно новое состояние (подобно переходу из круглого в красное). Каким будет это новое состояние - еще вопрос.

Российские ученые полагают, что «...можно говорить о наступлении «эры кризисов», связанных с ускорением социокультурного развития, все усложняющейся дифференциацией различных сфер жизни общества. В результате утрачивается тождество человека с самим собой и единство культуры».[2]

Многие понятия и категории постепенно теряют свое содержательное значение. Человечество вновь сталкивается с необходимостью выработки новых норм. «Резкие изменения в социокультурной среде заставляют четче осознавать те культурные нормы и ценности, которые уходят в прошлое, сравнивать их с новыми, возникающими непосредственно и спонтанным образом. С другой стороны, столкновение двух систем ценностей, старой и новой, ведет к возникновению явления, которое в культуре антропологии называют «культурный шок». Сущность его заключается в остром конфликте старых и новых ценностей, ориентации и идеалов, норм поведения на уровне индивидуального сознания, когда человек теряет ориентиры своего бытия».[3]

Пожалуй, власть - один из самых загадочных и необъяснимых феноменов человечества, возникающий еще на заре первобытного мышления и существующий по сей день. К власти стремятся, и от нее бегут, словно от чумы, жажда власти приводит как к созидательным, так и к разрушительным последствиям.

В современном мире, наверное, нет ни одной науки (в особенности гуманитарной науки), которая в той или иной степени не касалась бы проблемы власти. Феномен власти настолько многогранен, что любая сфера научной картины мира может найти свой собственный фрагмент, кусочек в мозаике под названием «власть».

Правоведение, психология, социология, политология, медицина и, наконец, философия, имеют свой спектр интересов в изучении этого явления. Так, психология интересуется властью в контексте своеобразных девиаций личности, садизма и мазохизма, манипулирования одним человеком сознанием другого, болезненного желания властолюбия; право и юриспруденция ставят примерно те же самые проблемы в гораздо более жестком аспекте - их интересует грани законности, которые переступает личность, иными словами, когда один человек принимает на себя полномочия в отношении другого и совершает: убийство, мошенничество (опять же, власть над чужим сознанием), кражу (кратковременная власть над чужой собственностью). Что касается политологии и социологии, то в основном, областью изучения этих наук являются отношения властвующих и подвластных, здесь анализируются взаимодействия массы и лидера, законы управления толпой, проблемы существования и развития различных властных режимов (демократии, диктатуры и так далее).

В чем же состоит философский подход к проблеме власти?

А состоит он в том, чтобы выявить «онтологию власти, субстанциальные основания властных отношений, их существенно общие признаки, выражающиеся в любом типе или форме власти и придающие ей объективно-закономерный характер».[4]

Таким образом, философии недостаточно просто исследовать существующие феномены, она пытается вскрыть механизмы и причины возникновения и становления этих явлений.

Изучая власть, философия стремится выявить следующие моменты: что такое власть как общественный артефакт, откуда она берется и в чем заключается смысл ее существования.

Проблема властных отношений, на наш взгляд, особенно важна в современном, постоянно меняющемся мире, где происходит постоянная активизация разного рода электронных средств массовой информации и глобальной мировой сети - Internet. В этом мире знания приобретают едва ли не абсолютную ценность, и в первую очередь, знания, связанные с манипулированием человеческим сознанием и поведением. Современный человек, будучи со дня своего рождения включенным, «заброшенным» в эту систему нуждается в том, чтобы понимать и знать причины своего собственного поведения и мышления.

Безусловно, исследовать проблему власти во всех ее бесконечно многообразных проявлениях и смыслах невозможно. Именно поэтому мы взяли в качестве центрального вопроса нашей работы проблему сакрализации и десакрализации власти в обществе и жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: