Становление системы высшего, среднего и начального образования

Царствование Александра I составляет важную эпоху в организации и развитии образования в России. Для развития про­мышленности, транспорта, управления государством, поддер­жания боеспособности армии нужны были знающие, всесто­ронне образованные люди. В 1802 г. в ряду других мини­стерств было впервые создано Министерство народного про­свещения (первый министр до 1810 г. — граф П. В. Завадовский), которое выработало полный и стройный план органи­зации единой системы образования (включающей 4 ступе­ни), утвержденный в 1803 г.

В соответствии с этим планом вся страна была разделена на учебные округа (Петербургский, Московский, Белорусско-Ли­товский, Дерптский, Казанский и Харьковский). Во главе каж­дого округа стоял попечитель, который должен был направ­лять деятельность учебных заведений и проводить в жизнь образовательную политику правительства. Руководство учебным делом в каждом округе осуществляли университеты, в которых со­здавались училищные советы (Гуркина, 2001).

В стране устанавливались четыре типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты. Первый класс бывших народных училищ преобразовывался в приходское училище, второй класс с добавлением еще одного класса становился уездным училищем. Два старших класса бывшего Главного народного училища с добавлением еще двух классов превращались в четырехлетнюю гимназию. Устанавливалась преемственность между этими учебными заведениями, и, таким образом, общий срок обучения по всем ступеням оставался семь лет, а после окончания гимназии можно было поступить в университет.

Цель каждой ступени образования заключалась в том, чтобы подготовить учеников к обучению на более высокой ступени и дать законченное образование тем, кто не мог или не хотел получать дальше образование (Липник, 2002).

Университеты составляли высшую ступень новой системы образования. К началу XIX в. реально существовал лишь Мос­ковский университет. В 1802 г. был открыт Дерптский уни­верситет, в 1803- Виленский, в 1804 г. -Казанский и Харьковский университеты. В Петербурге в этом же году на базе учительской семинарии открылся Педагогичес­кий институт, который в 1819 г. был преобразован в универ­ситет.

Главной задачей университетов была подготовка юношества «для вступления в различные государственные службы». В них обучались будущие преподаватели гимназий, специалисты-ме­дики, а также чиновники различных ведомств. По утвержден­ному в 1804 г. Уставу университеты получали некоторую ав­тономию и коллективные формы руководства. Университетам разрешалось иметь свои типографии, издавать газеты, журна­лы, научную и учебную литературу, создавать научные обще­ства. Они осуществляли контроль за работой гимназий и на­чальных школ, участвовали в составлении программ обучения и написании учебников для них.

Гимназии (средняя ступень) по плану Министерства народ­ного просвещения предусматривалось открыть в каждом гу­бернском городе на средства казны, путем преобразования глав­ных народных училищ или создания новых учебных заведе­ний. Перед гимназией ставилась двоякая цель: приготовление юношества к университету и «преподавание наук, хотя на­чальных, но полных» для тех, кто не будет продолжать обу­чение в университете. В течение 4-х лет учащиеся осваивали точные и естественные науки, исто­рию и географию, русский язык и литературу, рисование и музыку, закон божий, законоведение, эстетику, основы эконо­мических наук, три или четыре иностранных языка.

Уездные училища (промежуточная ступень) с двухгодич­ным сроком обучения создавались по одному (а при наличии средств и боль­ше) в каждом губернском и уездном городе. Уездные училища частично содержались за счет государственного бюджета, в основном же — за счет местных средств. В программу уездных училищ входило 15 учебных дисциплин. В них должны были давать «детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности» и готовить уча­щихся к продолжению образования в гимназиях.

Низшей ступенью образования являлись приходские учи­лища, которые могли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Срок обучения состав­лял один год; за это время учащиеся должны были научиться читать, писать, производить элементарные арифметические дей­ствия; преподавались также закон божий, основы природове­дения и гигиены. Содержать приходские училища должны были местные власти и само население.

Такова была единая система светского образования, создан­ная реформой 1803—1804 гг. Самым слабым звеном этой сис­темы было ее основание — начальные школы и особенно при­ходские училища, не имеющие ни материального, ни кадрово­го обеспечения (Гуркина, 2001).

В последнее десятилетие правления Александра I в обще­ственной жизни усиливаются реакционные тенденции. В 1816 г. министерство образования возглавил А. Н. Голицын, глава Русского библейского общества, основавшего несколько началь­ных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера. При нем усилилась клерикализация образования (Гуркина, 2001).

В 20-е—50-е гг. XIX в. системе образования был возвращен сословный характер: создавались закрытые учебные за­ведения, нарушалась преемственность обучения в обще­образовательной школе (Леонтьев, 2001). По школьному уставу 1828 г. типы школ сохранялись, но нарушалась связь между уездным учи­лищем и гимназией. Приходские одноклассные училища про­возглашались учебными заведениями для детей «самых низ­ших состояний», уездные училища — для детей «купцов, ре­месленников и других городских обывателей». В гимназиях, в которых курс обучения стал семилетним, получали образова­ние дети дворян, чиновников, богатого купечества. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могли учиться только в школах, где «пред­меты не выше тех, кои преподаются в училищах уездных». Еще ранее, с 1819 г., стала вводиться плата за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях, что заметно зат­руднило возможность получения образования детям несостоя­тельных слоев населения.

Образовательной политикой государства в 30-е—40-е годы при императоре Николае I руководил С. С. Ува­ров, занимавший пост министра просвещения с 1833 по 1849 г. В качестве идеологической платформы воспитания и об­разования были выдвинуты три принципа: «православие, са­модержавие и народность». По новому уставу 1835 г. были ограничены права и автономия университетов. Учебные заведения передавались в непосредственное ведение попечите­лей учебных округов.

Необходимость распространения грамотности среди кресть­янства вызвала появление начальных школ, принадлежащих раз­личным ведомствам. Волостные училища Министерства государ­ственных имуществ, которые стали открываться в 30-е гг., гото­вили сельских и волостных писарей. Росло количество государственных гимназий, которые раз­вивались как школы классического образования. В програм­мах особое место стали занимать греческий и латинский языки.

Заметные успехи были достигнуты в сфере высшего образо­вания. В 1811г был открыт Царскосельский ли­цей, в 1833 г. -Киевский университет. Помимо лицеев и университетов в первой половине XIX в. возникли более специализированные вузы. Дворянским учеб­ным заведением было открытое в 1835 г. в Петербурге Импе­раторское училище правоведения. Большинство вузов, особенно технических и естественных, не были привилегированными, в них допускались и разночинцы. В Петербурге в 1809 г. был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения, в 1811 г. — Лесной институт, в 1831 г. — Технологический практичес­кий институт, в 1834 г. — Институт корпуса горных инжене­ров и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: