Тенденции их развития в истории педагогики

Методология, методы и логика педагогического исследования

Методологическая культура педагога

Метод (греч. – способ познания) – “путь к чему-либо”, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Методы:

1) естественный и лабораторный эксперимент;

2) наблюдение;

3) исследование продуктов деятельности человека;

4) метод тестов и анкетирования.

Для исследования той или иной психлого-психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).

В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и со­циальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущую­ся «несовместимость», они все тем не менее относятся к еди­ной области знания. Их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психи­ческих. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и те­оретически разрабатывающая основные психологические про­блемы. Главный объект исследования всей системы психологи­ческих дисциплин — человек, его психиче­ские процессы, состояния и свойства.

Наряду с названными группами методов, В.П. Давыдов, как и В.И. Загвязинский, считает возможным выделение в отдельную группу вспомогательных методов психолого-педагогического исследования, к которым относятся математические и статистические методы интерпретации результатов научной работы.

Вместе с тем, отличием классификации, предложенной В.П. Давыдовым, является выделение в отдельную группу сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования: генетического, исторического и сравни­тельного. Он обосновано считает, что педагогические явления и процессы возможно познать по существу и по форме только при условии, если исследовать их современное состояние и предшествующее развитие, общие и особенные признаки в конкретно-ис­торических условиях.

  1. Закономерности и принципы обучения и воспитания

Тенденции их развития в истории педагогики

Обучение это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил.

Закономерности обучения – определяются как научныезаконы в том случае, если: 1. четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь, 2. исследованы вид, форма и характер этой связи, 3. установлены пределы действия связи. Процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны, аспекты целостного процесса. Процесс обучения включает

1. Дидактический компонент (цели, содержание, виды, методы и средства обучения).

  1. Гносеологический (определяющий обучение в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности).
  2. Психологический (психическая деятельность учащегося).
  3. Кибернетический (отражение всего многообразия связей, существующих в учебном процессе).
  4. Социологический (отношение между участниками учебного процесса).
  5. Организационный (отражает уч. процесс в аспекте интеллектуального труда).

Общие закономерности процесса обучения характеризуются: Выделением генеральных или комплексных факторов, обуславливающих своим воздействием продуктивность обучения; вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними; лаконичностью и точностью формулировок. Этим требованиям соответствуют общие закономерности обучения:

  1. Закономерность цели обучения.
  2. Закономерность содержания обучения.
  3. Закономерность качества обучения.
  4. Закономерность методов обучения.
  5. Закономерность управления обучением.
  6. Закономерность стимулирования обучения

Принципы обучения - Базисная категория методики; методическое отражение познанных законов и закономерностей. П. о. в своей совокупности определяют требования к системе обучения в целом и ее отдельным компонентам – целям, содержанию, формам и методам обучения. Так как методика использует положения базовых для нее наук – психологии, педагогики, лингвистики – для обоснования системы обучения неродному языку, то представляется возможным выделять четыре группы П. о.: лингвистические, психологические, дидактические, методические. Система П. о. является открытой, допускающей включение новых принципов и переосмысление уже существующих. Согласно другой точке зрения следует выделять общедидактические и собственно методические П. о. В состав последних входят основные П. о. (коммуникативности, сознательности) и подчиненные им (глобальность целей обучения, учет родного языка, опора на материализацию, подчиненность языковых знаний и речевых навыков коммуникативным умениям и др.).

Дидактические принципы обучения, опирающиеся на разрабатываемые в дидактике положения теории образования и обучения, используемые при обучении любой дисциплине и не зависящие от предмета обучения. В то же время применение Д. п. о. в каждой конкретной дисциплине имеет свои особенности, отражающие специфику содержания изучаемой дисциплины. Д. п. о. впервые были сформулированы Я.-А. Коменским. Наименования их в основном сохранились до наших дней, хотя содержание изменялось в связи с развитием педагогики и смежных с ней наук. Основными Д. п. о., составляющими педагогическую основу обучения иностранным языкам, являются следующие: принцип научности, принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности, принцип активности, принцип наглядности, принцип системности и последовательности, принцип прочности усвоения, принцип доступности (посильности), принцип индивидуализации. Методические принципы обучения, отражающие специфику преподавания иностранного языка. В современной науке отсутствует общепринятая классификация М. п. о. Попытки обосновать собственно М. п. о. предпринимались неоднократно разными авторами, предлагавшими разный набор и определение таких принципов (Г. Пальмер, Р. Ладо, Е. Пассов, М. Вятютнев, А. Арутюнов, В. Скалкин и др.). Чаще всего выдвигаются два основных критерия определения М. п. о. неродному языку: специфичность и методическая сущность принципа Разграничивают также общие и частные М. п. о. Первые не зависят от целей и условий обучения, а их использование носит достаточно универсальный характер, в то время как вторые отражают специфические условия обучения и, следовательно, конкретизируют, развивают общие М. п. о. К сожалению, как общие, так и частные М. п. о. еще окончательно не систематизированы. К общим М. п. о. обычно относят принцип коммуникативности, принцип учета родного языка, принцип доминирующей роли упражнения во всех сферах овладения языком, а к частным – принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, принцип устного опережения, принцип интенсивности, принцип глобальности и ряд других. В последнее время предложена иная классификация. Согласно этой классификации выделяются две группы М. п. о.: принципы, реализующие коммуникативно-деятельностный подход (они считаются основными), и принципы, вытекающие из сознательной систематизации языкового материала (дополнительные). К последним относятся: учет родного языка, опора на материализацию, подчиненность языковых знаний и речевых навыков коммуникативным умениям (Методика, 1988). Предложена также классификация принципов обучения на основе базовых для методики наук (выделяются дидактические, лингвистические, психологические, собственно М. п. о. обучения, последние – общие и частные). Большинство авторов называют следующие М. п. о.: принцип коммуникативности, принцип функциональности, принцип синтаксической основы, принцип ситуативно-тематической представленности учебного материала, принцип комплексности и дифференцированности, принцип концентризма, принцип учета родного языка, принцип устного опережения, принцип учета специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: