double arrow

СОДЕРЖАНИЕ


АННЕТТЕ ФИНК

КОНДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА А.ПЕТЁ

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Москва

ACADEMA


УДК 159.9(075.8)

ББК 88.4я73

Ф598

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология за рубежом»

Научные руководители:

доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова (Россия); профессор, доктор М.Я.Янн (Германия)

Перевели с немецкого Т.Е.Браудо, Б.А.Максимов, А.А.Михлин Научный редактор русского текста Н. М. Назарова

Финк А.

Ф598 Кондуктивная педагогика А. Петё: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Предисл. О. Шпека; Пер. с нем. Т.Е.Браудо, Б.А.Максимова, А.А.Михлина; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 136 с.

ISBN 5-7695-1034-Х

В книге представлен успешно зарекомендовавший себя лечебно-педагогический метод реабилитации детей с нарушениями движения и множественными нарушениями в развитии, разработанный венгерским врачом и педагогом Андрашем Петё. Автор рассказывает о внедрении этого метода в систему специальной помощи таким детям в Германии, о развитии важнейших функций жизнедеятельности ребенка на основе его собственной активности; подробно излагает особенности кондуктивной педагогики, приводит беседы с родителями, чьи дети достигли значительных успехов в своем развитии, занимаясь с высокопрофессиональными специалистами-кондуктологами.




Книга адресована педагогам, психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной проблемой.

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88.4я73

ISBN 5-7695-1034-Х

© Издательский центр «Академия», 2003


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 7

ОТ АВТОРА.. 8

1. ВВЕДЕНИЕ. 10

2. НА ПУТИ К МЕТОДИКЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ А. ПЕТЁ. 13

2.1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ГЕРМАНИИ 13

2.2. РОДИТЕЛИ ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ.. 13

3. ИСТОКИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 25

3.1. ОСНОВАТЕЛЬ МЕТОДИКИ И ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ.. 25

3.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А.ПЕТЁ. 28

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ВЕНГРИИ 30

4.1. МЕСТО КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ВЕНГЕРСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.. 30

4.2. СТРУКТУРА ИНСТИТУТА.. 30

4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП.. 31

5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 34

5.1. КРИТЕРИИ ПРИЕМА ПАЦИЕНТОВ.. 34

5.2. ПРОЦЕДУРА ПРИЕМА.. 36

5.3. ПОМЕЩЕНИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.. 37

5.4. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.. 41

5.5. ОДНО ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА.. 42

6. ПРИНЦИПЫ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 52

6.1. ПРИНЦИП ГРУППЫ.. 52

6.2. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ.. 53

6.3. ПРИНЦИП ФАСИЛИТАЦИИ.. 54

6.4. ПРИНЦИП «ЗАВЕДЕННОГО ПОРЯДКА». 56

6.5. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 57

7. ЦЕЛИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 59

8. МЕТОДИКА КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 60

8.1. ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ ПРОГРАММЫ.. 60



8.2. КОНДУКТИВНЫЕ ЦЕПОЧКИ ЗАДАНИЙ.. 61

8.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 63

8.3.1. В детском саду Петё. 63

8.3.2. В дошкольном учреждении. 67

8.3.3. В школе. 68

8.4. РИТМИЧЕСКИЙ ЗАЧИН.. 70

8.5. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БЕГУ.. 71

9. КОНДУКТОЛОГ: ПРОФЕССИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ. 75

10. СОТРУДНИЧЕСТВО И ДОВЕРИЕ: 80

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ.. 80

В КОНДУКТИВНОМ РАЗВИТИИ.. 80

11. УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВЕНГРИИ 82

11.1. ОБЗОР ПО СТРАНАМ.. 82

11.2. ПРОЕКТЫ ПЕТЁ В ГЕРМАНИИ.. 84

11.2.1. Пилотный проект в клинике Таунуса (Taunus Klinik) 84

11.2.2. Петё в «группе "ежей"». 85

11.2.3. Некоммерческое объединение «ФортШритт». 87

11.2.4. Шаг за шагом — Институт целостного развития ребенка. 89

11.2.5. Центр кондуктивного развития при Госпитале-приюте св. Николая в г. Андернахе. 90

11.2.6. Фонд «Пфеннигпараде» («Stiftung Pfennigparade») 90

11.2.7. Модель-проект в Детском центре Мюнхена. 92

12. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ПЕРЕНЕСЕНИИ МЕТОДИКИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ГЕРМАНИЮ... 94

13. УСПЕХИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 98

14. КОНДУКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.. 101

15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 109

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 111

ЛИТЕРАТУРА.. 124


ПРЕДИСЛОВИЕ

Легко понять стремление родителей подобрать для своих детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, эффективную методику развития. В наши дни одним из наиболее популярных, но пока недостаточно используемых направлений работы с такими детьми является кондуктивная педагогика.

Автор кондуктивной педагогики — венгерский врач, доктор медицины А. Петё, гениально соединивший высокую квалификацию медика с опытом педагога. Очень рано Петё пришел к выводу, что положительные результаты дают не столько терапевтические методы, сколько, с одной стороны, целостный подход к развитию ребенка с опорой на его собственную активность, а с другой — воздействие на него привычной окружающей среды.



Петё не оставил теоретического обоснования своего метода, но созданный им в Будапеште институт — до сих пор единственный в своем роде центр, куда обращаются родители и дети со всего мира. В некоторых странах уже предпринята попытка использования системы Петё. Однако перенесение этого опыта в Германию сопряжено с немалыми трудностями, поскольку методика венгерского врача и педагога заметно отличается от применяемых в нашей стране методов специализированной коррекции и развития.

Кроме того, кондуктивная педагогика требует специальной подготовки персонала, которая осуществляется пока только в Будапеште. Попытка механически перенести данный метод на немецкую землю или судить о нем, исходя из реалий нашей страны, малоэффективна. Избежать недоразумений лучше всего поможет подробная и достоверная информация. Настоящее издание вносит существенный вклад в решение этой задачи.

Профессор Отто Шпек

ОТ АВТОРА

«Вы будете работать в группе детей с тяжелыми и множественными нарушениями», — сказали мне в специальном детском саду, куда я была направлена на полугодовую практику.

Так я впервые вступила в контакт с детьми, имеющими функциональные нарушения. Без какой бы то ни было подготовки я на первом же утреннем занятии стала показывать Мариусу горящие свечи и оторопела, услышав: «Он слепой».

Эти дети произвели на меня неизгладимое впечатление. В последующие годы, приступая к занятиям и разного рода тренингам, я снова и снова думала о них. В специальных детсадах их выносят из автобуса, раздевают, кормят с ложки... И когда в один прекрасный день я не стала этого делать, на меня со всех сторон посыпались жалобы воспитательниц.

Меня все больше привлекала идея воспитания в этих детях самостоятельности; сама не зная почему, я постоянно размышляла о том, как следует с ними обращаться, учитывая их особое положение. Один или два раза в неделю в группу заглядывала врач-физиотерапевт, раз в неделю заходила врач-логопед, раз в неделю — эрготерапевт. Для каждого из детей, которых врачи лечили по очереди, отводилось очень мало времени. Многие родители, забрав детей из сада, вели их к другим терапевтам или пробовали какие-то новые методики, так как считали, что их детям уделяют слишком мало врачебного и учебного внимания.

В 1994 г. я посмотрела телевизионный фильм под названием «Этот ребенок никогда не научится ходить». Фильм рассказывал об успехах кондуктивной педагогики, благодаря которой может быть пересмотрен безжалостный приговор детям с тяжелыми нарушениями двигательных функций. Причем дети испытывали удовольствие от занятий, проявляли интерес и старание, а родители вполне одобряли применяемый метод. То, что я увидела, привело меня в восхищение. Неужели, думала я, здесь открываются возможности, которые мы упускаем, даже не пытаясь о них узнать. Где же наше чувство профессионального долга?

И я решила, что обязательно поеду в Будапешт и увижу все своими глазами. Так спустя год начались мои исследования и моя работа над этой книгой. Мне хотелось представить концепцию кондуктивной педагогики конкретно, со всеми ее преимуществами и недостатками, дать подробную информацию о ней родителям и специалистам и по возможности начать диалог заинтересованных сторон.

Здесь я хотела бы выразить свою благодарность людям, оказавшим мне самую разнообразную поддержку и помощь.

Прежде всего я хочу поблагодарить Петера фон Квадта, пригласившего меня сотрудничать с некоммерческим объединением кондуктивного развития «ФортШритт».

Сердечно благодарю родителей — членов этого общества — за их долгие, искренние беседы со мной. Их фамилии и имена детей в книге изменены.

Благодарю профессора, доктора наук г-жу Вебер, которая помогла мне получить доступ к специальной литературе, в частности к архивам университета в г. Зигене.

Благодарю г-жу Гарай за профессиональную консультацию, за время, которое она мне уделила, за ее искренность и откровенность.

Сердечно благодарю моего друга Ахима Кюна за неиссякаемое терпение, которое он проявлял во время написания этой книги, за его бесчисленные поправки и готовность слушать, за предоставленные им иллюстрации.

Аннетте Финк Хиршберг, декабрь 1997


1. ВВЕДЕНИЕ

Обеспечить высокое качество ранней помощи детям с нарушениями в развитии — важнейшая задача специалистов, занимающихся этой проблемой в Германии. Критерии, которыми они руководствуются, определяют нормы отношения к людям с физическими недостатками и права этих людей, закрепленные в законодательстве.

Особое значение придается таким методам, которые имеют адресную направленность: они позволяют специалистам выявить нарушение на ранней стадии и заблаговременно принять необходимые меры — устранить, ослабить или смягчить его последствия. Активно используются новаторские методики, получившие положительный резонанс, поскольку общество заинтересовано в высоком уровне ранней помощи детям с нарушениями в развитии и их реабилитации.

В Венгрии систему Петё стали внедрять еще в 40-е гг. ХХ в., а в Германии она воспринимается как нечто новое даже спустя полвека. Естественно возникают вопросы: насколько она эффективна? Какова ее теоретическая база и как кондуктивная педагогика будет взаимодействовать с распространенной в Германии системой помощи детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата?

Кондуктивная педагогика представляет собой вид воспитательной работы, который отличается целостным подходом (от лат. conducere — сводить воедино) и направленностью на гармоничное развитие физических и умственных способностей ребенка. Различные приемы обучения находятся в руках одного человека — специально подготовленной воспитательницы-кондуктолога, которая обладает необходимыми знаниями из различных областей педагогики и медицины, сводя их в единый кондуктивный подход. Кондуктивная педагогика — это целостная программа действий для родителей и ребенка, которая не может быть приравнена лишь к физиотерапевтическим методам лечения. Эту систему специальной помощи называют также кондуктивистикой, системой Петё, кондуктивным развитием (последний термин наиболее употребим в Германии).

Развивающие и реабилитационные программы, составленные в рамках кондуктивистики, адресованы детям и взрослым с нарушениями опорно-двигательных функций. Так, в Институте им. А. Петё в Будапеште помощь оказывают прежде всего людям, имеющим церебральные нарушения моторики, поперечный миелит, грыжу спинного мозга, множественный склероз и синдром Паркинсона, а также перенесшим инсульт. Решение о применении этой методики или об отказе от нее принимается после предварительного обследования.

Кондуктивная педагогика вызывает большой интерес и у родственников больных, и у специалистов. Чтобы представить, как эта система действует в Венгрии и как она сможет работать в Германии с учетом специфики немецкого здравоохранения и детской медицины, я задала себе ряд вопросов.

Кому адресовано кондуктивное развитие как концепция действий? Какие заболевания служат критериями приема в коррекционную группу? Что побуждает родителей выбрать для своего ребенка эту мало известную у нас методику? Какие организационные формы кондуктивной педагогики используются в Венгрии? Какой теоретической базой она располагает? Как осуществляется на практике? Можно ли внедрить эту систему в Германии? Как оценивают методику Петё люди, чьи близкие испытали ее воздействие на себе?

В главе 2 представлены субъективные мнения тех, кто сделал выбор в пользу этой методики, их положительное или критическое отношение к лечению, ведь это существенно влияло на ход работы и ее результаты. В доверительных беседах матери детей с физическими недостатками рассказывают о том, как они переживают болезнь своего ребенка, как относятся к немецким методикам коррекции и развития и о том, насколько их личный опыт помог или помешал им остановить свой выбор на системе Петё.

Основы системы определяются личностью ее создателя. В главе 3, посвященной биографии Петё, я одновременно излагаю историю развития его метода.

В главе 4 читатель знакомится с внешней и внутренней организацией воспитательной работы по системе Петё, получает представление о месте кондуктивной педагогики в системе воспитательных учреждений Венгрии.

Глава 5 имеет практический характер. На конкретном примере показаны процедура приема и применяемые в ее ходе критерии отбора детей, а также отражена направленность работы.

Специально для читателей, не знакомых с методикой Петё и не видевших ее в действии, я старалась на конкретном примере как можно более точно описать ход групповых занятий.

В главах 6 и 7 разъясняются принципы и цели реабилитационной методики Петё, в главе 8 излагаются ее основные положения, глава 9 посвящена профессии воспитательницы-кондуктолога.

В последующих главах рассказывается об успехах кондуктивной педагогики в Венгрии, практическом применении системы Петё в Германии, конфликтных ситуациях, возникающих в связи с этой методикой, о ее достижениях.

Возможно, читателям будет интересно узнать, как я сама познакомилась с кондуктивной педагогикой. Это произошло летом 1995 г., когда я работала в обществе «ФортШритт» в г. Штарнберге. Я писала письма, составляла информационный отчет о летних занятиях на курсах по методике Петё, беседовала с родителями детей.

В самых разнообразных высказываниях обнаружилась общая неудовлетворенность отношением медицинских работников к молодым родителям и их больным детям. Беседы навели меня на мысль, что наблюдения родителей важны для анализа перспектив внедрения системы Петё в Германии. Этот предварительный вывод подтвердили и беседы со специалистами.

Непосредственно познакомиться с системой кондуктивного развития я смогла во время стажировки в Институте им. А. Петё в Будапеште с 16 октября по 11 декабря 1995 г.

Изучение специальной литературы помогло мне грамотно изложить свой опыт и личные наблюдения, рассказать о предыстории и становлении кондуктивистики.

Посещение занятий и беседы со специалистами расширили мои знания и позволили, на мой взгляд, дать читателю законченное представление о предмете исследования.


2. НА ПУТИ К МЕТОДИКЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ А. ПЕТЁ

2.1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ГЕРМАНИИ

В Германии система Петё приживалась значительно труднее, чем восстановительные методики других специалистов (терапия Бобата или Войты). Когда родители узнавали от врачей о выявленных у их ребенка нарушениях, перед ними открывался спектр детских программ ранней помощи, в котором человеку неопытному разобраться было просто невозможно без специальной справочной службы. Врачи, медицинские учреждения предпочитали сначала не замечать кондуктивной педагогики, зато телевидение и печатные издания стали ее рупором, хотя и видели в ней всего лишь «альтернативную» систему помощи.

Кампания по пропаганде кондуктистики была организована объединениями родителей, общественных деятелей — тех, кто столкнулся с проблемой нарушений опорно-двигательных функций; они содействовали распространению этой методики на всей территории Германии, стремились обеспечить кондуктивной педагогике достойное место в ряду других терапий и теорий, сделать ее доступной для всех желающих.

2.2. РОДИТЕЛИ ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ

В этой главе мы предоставим слово родителям, прежде всего матерям пациентов, прошедших реабилитацию по методу А.Петё. Познакомившись с нашими собеседницами, читатель заметит, что в обстоятельствах, которые омрачали их жизнь, прослеживаются явные параллели.

Беседы проходили в г. Штарнберге в 1995 г. во время летних курсов кондуктивного развития, организованных обществом «Форт-Шритт». Они были записаны на магнитофон. Все имена и названия населенных пунктов изменены.







Сейчас читают про: