double arrow

Особенности научного знания о связях с общественностью

Описание любого научного знания обычно начинается с выявления объекта и предмета исследования. Подобная логика изложения – не просто дань научной традиции. Она позволяет определить место данного вида научного знания в единой системе наук об обществе, выяснить, насколько правомерно его существование, не заняло ли оно чужую нишу, не дублирует ли ранее сложившиеся отрасли знания. Мы уже говорили, что в той или иной форме связи с общественностью как особый вид управленческого взаимодействия, отличающийся стремлением одной стороны оказать воздействие на другую, не прибегая к насилию, принуждению, а действуя более тонкими методами и средствами, представлены в любом обществе и составляют устойчивую компоненту социальной жизни. То упорство, с которым совершенно непохожие люди, принадлежащие к разным культурам и живущие в разных странах и в различные исторические эпохи, воспроизводят данный тип социального управления, говорит о том, что описываемые управленческие отношения носят объективный характер. Они складываются, существуют, развиваются не потому, что появились какие-то исключительные люди, обладающие особыми намерениями и целями, а потому, что логика общественной жизни вынуждает людей в определенных ситуациях прибегать к соответствующим действиям.

Признание объективности связей с общественностью ни в коей мере не означает, что они утрачивают свой конкретно-исторический характер. Индивиды, вовлеченные в этот тип управленческих отношений, всегда привносят в его реальные формы и проявления особые, неповторимые черты, делают его всякий раз по-своему уникальным и неповторимым.

Многообразие видов связей с общественностью и конкретных форм развития ПР-кампаний породило тенденцию к специализации в изучении этого феномена. Исследователи предпочитают отдельно говорить об избирательных ПР-кампаниях, о деятельности ПР-служб коммерческих организаций, о технологиях регулирования конфликтов и т.д. В конечном счете это привело к тому, что в современной научной литературе неплохо описаны конкретные виды связей с общественностью, но практически отсутствуют общие работы.

Другой особенностью научного знания о связях с общественностью является их междисциплинарный характер. Исследованием этого вида управленческих отношений в настоящее время занимаются ученые различных направлений – политологи, социологи, психологи. Причем для каждой из перечисленных групп ученых здесь есть свое поле научной деятельности. Политологи рассматривают политический ПР как направление прикладной политической науки, цель которого – непосредственное соединение теории и практики политической жизни. Социологи склонны видеть в связях с общественностью особый случай социального взаимодействия и готовы использовать для его изучения богатейший методологический инструментарий, наработанный за последние десятилетия. Психологи также не могли пройти мимо связей с общественностью, так как последние представляют собой особый случай психологического воздействия на группы общественности. И даже управленческие науки, сравнительно недавно обретшие самостоятельный статус, также активно работают над проблематикой связей с общественностью.

Включая связи с общественностью в поле своего научного интереса, ни одна из перечисленных групп ученых тем не менее не рассматривает их в качестве главного объекта исследования, а отводит им периферийное место. Вместе с тем связи с общественностью заслуживают права рассматриваться в качестве самостоятельного научного объекта. Это право подтверждается возрастающей ролью такого рода управленческого процесса в обществе, тем, что сама логика социальных отношений в обществе все больше перетекает в плоскость такого воздействия на группы общественности, когда они, находясь под внешним влиянием, не испытывают при этом гнетущего ощущения принуждения насилия. Речь идет не о предложении сегодня же предоставить самостоятельный статус этой отрасли знания, а лишь о том, что высокая значимость подобного типа управления для общества должна привести к объединению усилий ученых, исследующих этот объект реальной действительности.

Таким образом, связи с общественностью – это особый вид управленческих отношений, складывающийся в общественной сфере, но, с другой стороны, этим же термином можно обозначить и систему знаний об этом виде управления. Научное знание о связях с общественностью – это знание об условиях возникновения данного вида управленческих отношений, о факторах, влияющих на их развитие и конкретные формы проявления, о процессах, связывающих участников ПР-кампаний, и о тех способах действий, которые могут обеспечить менеджерам успешное достижение поставленных целей.

Научное знание о связях с общественностью должно быть междисциплинарным, т.е. интегрирующим научные достижения в области различных социальных наук – социологии, психологии, менеджмента и политологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: