Специалисты обычно рассматривают лишь финансовые и людские ресурсы, ограничиваясь, таким образом, теми, которые лежат на поверхности. Американский исследователь по проведению ПР-технологий Д. Денехи считает, что в технологической практике мы имеем лишь три основных ресурса: время, люди, деньги2.
Нельзя не согласиться, что эти ресурсы используются в практике реальной работы связей с общественностью. Однако для получения объективной картины ресурсной базы необходимо задействовать широкий перечень ресурсов, включающий:
♦ финансы;
♦ людей;
♦ время;
♦ информацию;
♦ исторические связи, аналогии;
♦ СМИ;
♦ межличностные отношения с менеджментом;
♦ этнические группы общественности;
♦ материальные средства;
♦ особенности регионального менталитета жителей;
♦ инфраструктуры территории.
И это еще далеко не полный список.
Все перечисленные ресурсы, безусловно, сводятся к нескольким основным, однако лишь дезинтегрирование этих слишком общих конгломератов позволяет использовать их в практической деятельности.
|
|
И здесь нельзя не согласиться с экспертом международного республиканского института Э. Дуган, которая считает, что к трем главным ресурсам (время, люди, деньги) надо еще добавить талант организаторов процесса связей с общественностью. Ведь именно они определяют, с какими ресурсами можно работать.
Одним из важнейших ресурсов управления связей с общественностью является время. В общем случае, чем раньше начинает реализовываться управленческий процесс связей с общественностью, тем лучше. Короткий процесс обычно обходится дороже, чем тот, который развивается в течение достаточно длительного времени. По экспертным оценкам, четырехмесячный управленческий процесс связей с общественностью требует финансовых затрат примерно в 2 раза меньше, чем управление, проводимое с той же эффективностью в течение лишь одного месяца.
Под ресурсами управления обычно понимают все те средства, использование которых обеспечивает влияние на группы общественности в соответствии с целями субъекта. Среди этих ресурсов выделяются:
♦ экономические (материальные ценности, необходимые для поддержания человеческого потенциала и т.д.);
♦ социальные (способность изменения социального или должностного статуса или ранга, места в социальной структуре управляемого объекта);
♦ информационные (знание и информация, а также средства их получения и распространения);
♦ демографические (человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы) и т.д.
Одним из важнейших ресурсов является программа связей с общественностью. Тщательная ее разработка, основанная на знании реальностей экономической и хозяйственной жизни групп общественности, данных социально-экономической диагностики, доведение положений этой программы до решения конкретных экономических и социально-бытовых проблем небольших групп общественности, работников предприятий может стать ведущей темой всего процесса управления связей с общественностью и привлечь дополнительных сторонников.
|
|
От соответствия ресурсов и реальных результатов связей с общественностью в значительной степени зависит исход всего процесса. Игнорирование или недостаточно тщательная проработка этого звена способны резко снизить эффективность при общем повышении затрат на проведение связей с общественностью.