Переключение внимания

Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет легко и быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях говорят о подвижном, гибком внимании. Если же у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость — это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности

16. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения".Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

17поз.ран.сел.. Наиболее развернутая критика Бродбента. Она использовала методику, предназначенную для изучения «расщепленного объема памяти», но изменила тип стимулов! В этих экспериментах испытуемому предъявлялись 3 цифры, и либо 3 слога, составляющих единое слово, либо 3 слова, составляющих единую фразу. Предъявление стимулов было перекрещено, часть цифр и слогов/слов в одно ухо, часть – в другое.В результате испытуемые склонны отчитываться не поканально, как у Бродбента, а по смыслу: (объединяли слова мышь ест, или ест сыр)При задаче вторения испытуемые были склонны следовать за сообщением, которе начали повторять, даже после того, как это сообщение уходило на нерелевантный канал.Таким образом, в решении этой задачи отбором управляет уже не пространственной расположение источника сообщения, а смысловое содержание текста, что невозможно объяснить с опорой на на модель Бродбента.Второе направление исследований Трейсман было связано с варьированием содержания сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу. Она выявила ряд закономерностей:Во-первых, испытуемые обычно замечают, когда по релевантному и нерелевантным каналам подается один и то же текст. Во-вторых, содержание сообщения, которое поступает по нерелевантному каналу, мешает вторению релевантного сообщения в зависимости от сходства между ними. Чем более сходны по содержанию релевантное и нерелевантное сообщения, тем больше интерференция между ними. (эксперимент: по релевантному каналу один отрыво к рассказа, по нерелевантному другой того же рассказа, задача вторения решалачь хуже)Если взглянуть на эти результаты с точки зрения модели фильтра Бродбента, не понятно, почему сообщение, которое должно было бы отсекаться фильтром на уровне анализа физических признаков, мешает анализу релевантного сообщения на содержательном уровне. Трейсман объясняет это так: информация, поступающая по нерелевантному каналу, не блокируется фильтром полностью, но только ослабляется. Это модифицированная модель ранней селекции, которая получила называние модель «аттенюатора». В этой модели за сенсорным хранилищем (стадией переработки информации, где осуществляется параллельный анализ физических признаков поступающих стимулов) следует особый фильтр, который ослабляет нерелевантный сигнал по сравнению с релевантным.В отличии от модели Бродбента, вслед за фильтром располагается не канал с ограниченной пропускной способностью, а система памяти – словарь, или совокупность словарных единиц, составляющих индивидуальный опыт человека.Эти единицы системы памяти психолингвист Мортон назвал «логогенами» -отображение слов, содержащие и собирающие их физические и смысловые характеристики. В результате внешнего воздействия логогены активируются. НО! Они могут активироваться не только сенсорным входом, но и соседними единицами или контекстом. Это распространение активации в системе памяти осуществляется автоматически, помимо механизмов внимания.Трейсман предположила, что для каждой из единиц памяти характерен свой порог активации, в результате преодоления которго содержание этой единицы попадает в сознание. У некоторых единиц этот порог невысок, и активированы до определенного уровня они всегда: собственное имя человека или особо значимые слова. Поэтому для их опознания достаточно очень слабого внешнего воздействия. У некоторых единиц порог высок – это слова-табу, нецензура, для их опознания времени нужно больше. Этот феномен получил название «перцептивной защиты». Таким образом, как только активация словарной единицы в результате воздействия информации, поступающей по релевантному каналу, достигает пороговой величины, эта информация оказывается в сознании. Информация, поступающая по нерелевантному каналу и вследствие этого ослабляемая аттенюатором, просто не активирует единиц словаря в достаточной мере и потому не достигает сознания и не ведет его к перегрузке.Однако, если эта малая подпороговая, активация сложится с исходной активацией единицы (если произнесут имя), либо с контекстным влиянием, то нерелевантное сообщение может быть осознано.

Некоторые психологи пришли к выводу, что сам аттенюатор на ранних стадиях переработки информации избыточен, и просто на основании различной активации единиц в системе памяти может быть сделан выбор той информации, которая будет обрабатываться дальше, вплоть до сознательного ответа и управления поведением.Тогда фильтр в системе переработки должен быть сдвинут от блока входа в блок памяти к выходу из него. Это представление психологов модели поздней селекции.Эти модели основываются прежде всего на данных, выявляющих влияние информации, которая долна была бы «отфильтровываться» или ослабляться на ранних стадиях переработки, на поведение испытуемого и на пониманиеим релевантных сообщений.Это явления прайминга, «фланговые» эффекты Дж. Андервуада и т.д.Согласно моделям поздней селекции, любой из стимулов, попавших в ситсему переработки информации, подвергается опознанию и категоризации. Однако дальнейшая его судьба зависит от важности или уместности этого стимула в заданном контексте и в данный момент времени.Каков механизм отбора на выходе из системы памяти?В соответствии с сенсорным входом, контекстом и поставленной задачей каждая их единиц получает определенный вес, или уровень активации. Наиболее активированные единицы отбираются на выходе из системы памяти так, как соответствие планке. Слова, отображение которых недостаточно активированы, потому что не столь важны на данный момент, просто забываются, так и не достигнув сознания.Именно такую модель предложили Диана и Дж. Дойч, поместив механизм отбора на выходе из системы опознания – памяти.На основе этой модели Дональд Норманн разработал известную модель поздней селекции – модель уместности.В чем-то она сходна с моделью аттенюатора Трейсман, но механизма отбора расположен в ней, как и в модели Дойч, на поздней стадии переработки информации.Центральный блок модели Норманна – «Память»: отбор определяется, прежде всего, неосознаваемыми механизмами ее функционирования. Блок «уместность» обеспечивает настройку системы памяти в зависимости от норм и правил языка, поставленной задачи и связанных с ней ожиданий человека, а также уже на основе обработанной информации.По итогам воздействия наибольшей активацией будут обладать те единицы системы памяти, которые сочетают оба входа- и сенсорный сигнал, и уместность. Блок «Селекция» отбирает наиболее активированные единицы, на которых «сходятся» внешние воздействия и влияния со стороны блока уместности. Блок «Внимание» определяет еще более глубокую переработку информации и главное- ее доступ в сознание.Циркуляция информации в петле, связывающей блок «Уместность», систему памяти и блок «Внимание», позвоялет описать интеллектуальное внимание. Модели поздней селекции позволяют объяснить ряд пародоксальных эффектов:Феномен пародоксальной интенции – невозможности следовать собственному стремлению. Человек не может избежать мыслей, которые его преследуют.Согласно моделям поздней селекции, обработка информации посредством механизмов внимания определяется не только внешними воздействиями, но и активацией единиц во внутреннем словаре.В моделях поздней селекции не только физические признаки, но и семантические характеристики стимуляции (значения слов) обрабатываются параллельно и полностью.Однако именно по этой причине подобная модель показалась исследователям многим неэкономичной. Полная переработка нужна не всегда.Исследования, которые не объясняет данная модель. Трейсман и Джеффен провели исследование: в случае дихотического предъявления испытуемые должны были вторить одному из сообщений и решать доп. Задачу: нажимать на кнопку всякий раз, когда услышит слово «зеленый», вне зависимости от канала. Слово характеризуется высокой уместностью, т.к. относится к поставленной задаче.Но по нерелевантному каналу оно обнаруживалось только в 8% случаев. Отсюда следует, что информация, поступающая по нерелевантному каналу, скорее всего, ослаблялась на основе анализа по физическому признаку, прежде чем быть обработанной по смыслу.

18. С тех пор как психология стала отдельной областью знания, единодушно, по утверждению П.Я. Гальперина, психологи самых разных направлений отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Одни потому, что все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям одного общего механизма – ассоциаций, образования структур.Другие потому, что отождествляют внимание с разными психическими функциями (или их отдельными сторонами): от «направленности» до «изменения организации», от «темного кинестетического ощущения» и «двигательных установок» до сознания в целом.Концепцию внимания, предложенную П.Я. Гальпериным, необходимо рассматривать в контексте теории планомерного (поэтапного) формирования умственных функций. Всякое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительской частей. С учетом этого внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме.Основные положения теории П.Я. Гальперина сводятся к следующему.Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. Проверить психику можно в 7 больнице на Каширке.По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части: последняя и является вниманием как таковым.В отличие от других действий, внимание не имеет определенного, особенного продукта (результата).Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, в то время как внимание их улучшает. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.Произвольное внимание есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий.

19.

1. Внимание как самостоятельный процесс имеет свой специфический продукт и свои конкретные механизмы, и следовательно это особый специфический процесс.

2. Внимание как сторона другого процесса не имеет своего специфического продукта, так как в каждом конкретном случае мы говорим о внимании перцептивном, мыслительном, моторном, исполнительном и т.д. Можно сказать, что внимание это особое свойство сознания, восприятия, исполнительной деятельности, мышления. Это свойство не всегда есть, потому что есть восприятие, движение без внимания. И мы имеем дело с вниманием в силу механизмов данного процесса (восприятия, мышления и т.д.).

Так как этот вопрос о природе внимания не решен до сих пор, а феноменология и проявление внимания есть, то в силу этого нам необходимо иметь критерии или признаки на основании которых мы можем отнести данное событие или процесс к кругу совокупности процессов называемых вниманием. Необходимость критериев возникла из потребности определить вне зависимости от занимаемой точки зрения на природу внимания и в силу того что внимание существует как феномен и как эффект, без которых продуктивная деятельность не может осуществляться, относится ли данное явление к категории внимания.

Сказанное выше является общей структурой ответа на вопрос. Здесь же можно указать на некоторые тонкости, на которых вы можете поиграть:

Возвращаясь к явлениям внимания можно говорить как раз о том, что не является вниманием, про невнимание, рассеянность, то есть тогда, когда нет внимания для того чтобы прочертить границу рассматриваемого круга явлений. Существуют три типа рассеянности, невнимательного поведения:

а. -- профессорская рассеянность (Гулливер в Лапуту). Существует сильная концентрация внимания на мыслительной деятельности, внутренних процессах и абсолютное отсутствие внимание на внешнем, в перцептивной сфере. Феномены пустого взора, невключенности и т.д.

б. -- Ученическая рассеянность. Явление быстрого переключения внимания с одного на другое, без концентрации на анализе. Противоположно первому виду, отсутствие концентрации на внутренней деятельности при преобладании концентрации на перцептивной сферы. Этот вид подчиняется всем законам перцептивного непроизвольного внимания.

в -- Самая типичный и общий вид рассеянности, то есть когда нет внимания. (В первом случае есть внимание мыслительное, во втором -- внимание на перцептивные признаки). Ситуации утомления просоночного состояния наркотического и определенной стадии алкогольного опьянения, изменение и сужение сознания, прострации и т.д. Об этом писал Джемс в начале главы о внимании о том, что некоторые люди испытывают это состояние по нескольку раз в день, когда мысли не сосредоточены ни на чем и вдруг появляется некоторый импульс энергии и "колеса жизни запускаются вновь". Это усталость или болезненное состояние, которое погружает вас в подпороговое состояние нормального бодрствования, как бы на границу со сном.

Теперь говоря об эффектах и явлениях, можно хорошо их проиллюстрировать на критериях, признаках внимания:

1. Первый феноменальный (или субъективный) признак. То что можно уловить из самонаблюдения и непосредственно связано с нашим сознанием. Он исходит из структурной метафоры сознания Вундта: разделение сознания на две отграничных области: область наличных содержаний сознания в которой содержания приобретают ясность, отчетливость. То есть если мы переживали яркость и отчетливость образа, представления, то это содержание попадало в фокус внимания. Это критерий ясности и отчетливости.

2. Второй феноменальный критерий -- ощущение смены содержаний сознания связанного со сменой фокуса сознания с одного на другое. Этот момент перехода с одного содержания на другое субъективно отражает, что у нас сменился фокус внимания.

Эти феноменальные критерии хороши для обозначения полной картины переживаний, особенностей при внимании. Однако, он необходим, но недостаточен в случае неадекватности данных самонаблюдения при патологии, детей на довербальной стадии, животных, то есть там где нельзя получить данные об описании внутреннего опыта. И наконец в силу идеологии интроспекции этот критерий страдает особенностью существования момента рефлексии. В момент внимательной деятельности происходит переключения внимание на само внимание, а не на исполняемую деятельность. То есть происходит смещение фокуса внимания на оценочную деятельность, а то, что было до этого в фокусе внимания исчезло. Поэтому этот метод не вполне достоверен в силу вот такого раздвоения сознания. В особенности речь идет о практических запросах например, об оценке внимательности оператора при исполнительной деятельности. Поэтому возникает необходимость дополнительных критериев.

3. Продуктивный (объективный) критерий, в котором нет необходимости обращаться к данным самонаблюдения, а используются продукты деятельности -- успешность деятельности, ошибочность, быстрота. Этот критерий исходит из житейского представления о повышенной эффективности внимательной деятельности по сравнению с деятельностью без внимания. На этом критерии построены практически все диагностические тесты на внимание. Однако, дефект этого критерия как единственного в том, что не всегда хороший результат деятельности говорит о фокусе внимания. Возможна ситуация когда два человека при одинаково хороших результатах деятельности затрачивают разные усилия и сосредоточения, то есть в одном случае речь идет об автоматическом исполнении (внимание направлено здесь на что-то другое). Поэтому необходимы другие критерии.

4. Мнемический критерий. Из закономерностей непроизвольной памяти мы знаем, что то, на что было направлено внимание запоминается и как правило надолго, а что ускользнуло от внимания -- не зафиксировалось и в памяти. Этот критерий можно отнести и к продуктивному и к субъективному. И поэтому бывают ситуации когда фиксация в памяти была, а внимание направлено не было.

5. Наиболее распространенным критерием в исследованиях животных, детей, больных, которые не могут дать внятный речевой отчет, а вопрос о диагностике внимания стоит, является объективные проявления внимания, то есть все внешние выражения, сопутствующие проявления внимания в моторике, установках позы тела, в жестах, мимике. Здесь есть два класса явлений:

а.- Приспособительные движения, которые необходимы для улучшения восприятия, настраивания на мыслительную деятельность. Особенно эти приспособления проявляются в актах непроизвольного внимания: изумленное лицо и т.д.

б.- Скрытые от внешнего наблюдения, но регистрируемые индикаторы, то есть изменения дыхания, кровеносной системы, микродвижения глаз, зрачка, температуры тела и т.д. Они не несут приспособительной функции как первые, но являются хорошими указателями наличия или отсутствия внимания. Однако и этот критерий не может быть единственным, ибо как указывали Вундт и Гельмгольц -- надо уметь различать ось внимания, или психическую ось от физиологической оси (направление взора) в особенности у женщин (шутка!), то есть установочные движения говорят одно, а внимание совсем в другом месте. Эта ошибка переоценки значимости объективного критерия встречается во многих работах и исследователи не всегда понимают, что можно научиться управлять психическим расходом энергии на разные вещи. Это же касается исследований эмоциональных индикаторов состояний и т.д.

6. Самый сильный критерий по линии наличия или отсутствия внимания это селективный, то есть когда есть выбор. Всякий раз (в моторном, мыслительном) когда было внимание происходил акт селекции, выбора действия, объекта памяти и т.д. Поэтому многие теории основывались на изучении селективного внимания (selective attention -- тавтология, так как раз есть внимание, то есть и селекция). То есть если селекция произошла, то произошел и акт внимания.

20. Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ

Мышление является предметом изучения разных наук:Гносеология (теория познания) изучает движение мысли как процесс, приводящий к определенным результатам. Эти результаты интересуют гносеологию не сами по себе, а как этапы движения к истине, она исследует соответствие продуктов умственной деятельности и действительности. Гносеология абстрагируется от конкретного индивида, ее интересует общий путь человеческого познания. Логика: определяет мыслительный процесс как ряд операций с понятиями и суждениями. Когда человек мыслит, он обобщает, осуществляет разделение понятий, превращает суждения, делает выводы. Совокупность этих стойких умственных форм и операций, законов и правил их превращения составляет предмет формальной логики. Кибернетика:мозг рассматривается как сложная система переработки информации; мышление как вид познания подчиняется основным кибернетическим закономерностям.Физиология:изучение физико-химических и физиологических процессов в мозге.
Психология: в отличие от гносеологии, которая изучает закономерности мышления, абстрагируясь от конкретного индивида, психологию, прежде всего, интересует именно мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. т.е. объект психологии мышления: реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, установок, эмоций, всей истории его индивидуального развития. Логика изучает соотношения между познавательными результатами, готовыми продуктами мышления, психология же изучает закономерности течения умственного процесса. мышление в широком смысле - активная познавательная деятельность субъекта.Мышление в узком смысле - процесс решения задач.Предмет психологии мышления: процесс решения задач

Я. Гальперин так определил предмет психологии мышления: "Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление" [49, 94]. Таким образом, есть две разные версии, две разные трактовки собственно предмета психологии мышления, и задача заключается в том, чтобы выделить то, что их объединяет. Это единство может быть сведено к следующим четырем положениям. Необходимость выделения специального аспекта изучения мышления психологией, отказ от попыток отнести все виды мышления к компетенции психологии. Указание на процессуальность мышления, т.е. развертываемость во времени, динамику. Не очень строгое использование терминов "процесс", "деятельность". Так, С.Л.Рубинштейн через запятую пишет: "мышление как процесс, как деятельность", а П. Я. Гальперин говорит то о процессе ориентировки, то об ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка как процесс и ориентировка как деятельность тоже чаще используются как синонимы, чем как четко разделяемые реальности. Признание того факта, что мыслит субъект, ориентировку осуществляет субъект. И вот этот субъектный характер ориентировки, деятельности обязательно должен учитываться психологом. На уровне логического анализа можно абстрагироваться от субъекта и часто нужно абстрагироваться от субъекта, а на уровне психологического анализа от субъекта абстрагироваться нельзя. Эти формулировки предмета психологии мышления выделяют некоторую специальную реальность, подлежащую психологическому изучению. И как рабочие определения, т.е. не претендующие на полноту, они могут быть приняты и в настоящее время. Однако сразу же необходимо сказать, что в этих определениях есть некоторое уязвимое звено. В самом определении не расшифрован процесс, не расшифрована ориентировка, не расшифровано содержание термина "деятельность", и это открывает возможность для неоднозначных прочтений, поэтому исследования мышления последних десятилетий в значительной степени были направлены на то, чтобы более детально представить, наполнить большим психологическим содержанием термины "процесс", "деятельность", "ориентировка", сохранив сами термины как исходные, рабочие. Но поскольку мы не можем результаты всех реальных исследований поднять до уровня формулировок определения предмета психологии, мы сохраняем пока эти определения, но оговариваемся, что представления о процессе, деятельности, ориентировке меняются, варьируют у разных авторов и наполняются все большим содержанием. Например, был показан избирательный характер ориентировки при решении достаточно сложных задач, ее незаданность, нешаблонность при решении собственно творческих задач [147]. С другой стороны, сегодня уже недостаточно описывать реальный процесс мышления как взаимодействие операций анализа и синтеза, он включает в себя динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей. Пока ограничимся следующим рабочим определением: мышление - это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления.

21.Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опи­рающийся на непосредственное восприятие предметов, реаль­ное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характе­ризующийся опорой на представления и образы; функции об­разного мышления связаны с представлением ситуаций и изме­нений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особен­ность образного мышления — становление непривычных, неве­роятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от на­глядно-действенного мышления при наглядно-образном мыш­лении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуще­ствляемый при помощи логических операций с понятиями.Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динами­ческих особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действи­тельности: постановка дели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заклю­чается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефи­цита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теорети­ческое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпиричес­ким. Здесь используется следующий критерий: характер обоб­щений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом— житейские, итуационные обоб­щения.Проводится также различие между интуитивным и анали­тическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или нео­сознанность). Аналитическое мышление развернуто во време­ни, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуи­тивное мышление характеризуется быстротой протекания, от­сутствием четко выраженных этапов, является минимально осоз­нанным. Реалистическое мышление направлено в основном на вне­шний мир, регулируется логическими законами, а аутистичес­кое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.Важным является различение продуктивного и репродук­тивного мышления, основанного на «степени новизны получае­мого в процессе мыслительной деятельности продукта по отно­шению к занятиям субъекта».Необходимо также различать непроизвольные мыслитель­ные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мысли­тельных задач.По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс яв­ляется актом, направленным на разрешение определенной зада­чи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мыш­ление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С дина­микой мыслительного процесса связано эмоциональное само­чувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

22. Наглядно-действенное мышление реализуется преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, которые вплетаются в него лишь в качестве отдельных элементов. Наглядно-действенное мышление, как правило, приковано к конкретной ситуации и в значительной степени опирается на деятельность первой сигнальной системы, хотя его связь со второй сигнальной системой несомненна. Однако ее сигналы - слова - здесь лишь констатируют, а не планируют. Наглядно-действенное мышление, представляя собой и филогенетически, и онтогенетически начальный этап логического мышления, предполагает дальнейшее развитие и переход к мышлению образному.Зачатки наглядно-действенного (и образного) мышления свойственны и высшим животным.Вот пример наглядно-действенного мышления, взятый из опытов с обезьянами. Эксперимент состоит из двух этапов. Сначала на некотором расстоянии от обезьяны кладут фрукты и между животным и фруктами разводят огонь. Взять лакомство, не потушив огня, невозможно. Рядом с обезьяной ставят пустое ведро, сбоку находится сосуд с водой, причем обезьяна из прошлого опыта знает, что, отвернув кран, она сможет получить воду. Неоднократно воспроизведенная обстановка опыта приучает обезьяну пользоваться ведром и водой для гашения огня. Затем появляется возможность достать, наконец, приманку. Обстановка второго этапа эксперимента: между животным и фруктами разводят огонь, ведро стоит на прежнем месте, воды в банке нет, но опыт проводят на небольшой площадке, со всех сторон окруженной водой. Обезьянка неоднократно выполняет серию описанных выше действий, бегает по острову с пустым ведром, приходит в состояние возбуждения и т.п., но по причине невозможности мыслить отвлеченно не "догадывается" зачерпнуть воду из бассейна.Образное мышление - это "мышление через представление". При этой форме у человека (обычно это дети младшего школьного возраста) в уме выстроен ряд образов - последовательных этапов предстоящей деятельности. План решения мыслительной задачи выработан заранее, известно, как приступать к работе, что делать в дальнейшем. В построении плана решения задачи обязательно участвует и логика, хотя еще и не достигшая совершенства. Образное мышление имеет непосредственную связь с речью, причем ее грамматические формы выполняют планирующую родь.Абстршатю-логтескм мышление оперирует с понятиями, суждениями, символическими и иными отвлеченными категориями. Значение понятий особенно четко проступает на примере мышления глухонемых. В настоящее время экспериментально установдено, что глухонемые от рождения обычно не поднимаются до уровня понятийного мышления. Они ограничиваются отражением преимущественно наглядно данных признаков, т.е. пользуются средствами наглядно-действенного мышления. Лишь при условии овладения речью, т.е. с того времени, когда возникают понятия и у глухонемых появляется возможность ими оперировать, их мышление становится понятийным - абстрактно-логическим.Абстрактно-логическое мышление является наиболее глубоким и эффективным, но предполагает наличие достаточных знаний и навыков. Абстрактно-логическое мышление свойственно взрослому человеку и имеет в основе деятельность второй сигнальной системы.Характеризуя отдельные виды и весь процесс мышления человека в целом, следует подчеркнуть, что если наиболее простая форма - наглядно-действенное мышление - уступает в дальнейшем место образному, а оно в свою очередь - абстрактно-логическому, то каждый? из этих трех видов принципиально отличается от других и характеризуется своими собственными особенностями. Все три вида связаны генетически и с диалектической точки зрения представляют собой степени перехода количества в новое качество. Однажды возникнув, новое качество, однако, не только не исключает свойств предыдущего вида мышления, но, наоборот, предполагает их использование, хотя и в виде подсобного, подчиненного средства.Работа хирурга стала бы, вероятно, невозможной, не обладай он способностью наглядно-действенного, а в равной степени и образного мышления. Только совместная работа всех видов мышления приведет к действительному познанию целей и задач оперативного вмешательства. Четко представляя себе взаиморасположение органов и возможные патологические изменения в определенном месте, хирург намечает план предстоящей работы, руководствуясь при этом своими знаниями и опытом прошлой оперативной деятельности. Мысленно проследив пути подхода к пораженному органу и подвергнув анализу возможные препятствия и вероятные осложнения, в чем ему помогает память, в которой всплывают некоторые ситуации из прошлого, т.е. активно использовав возможности всех видов мышления, хирург наконец приступает к выполнению операции. В ходе операции различные виды мышления переплетаются еще более тесно, взаимно друг друга обусловливая, причем вопросы практического порядка, возникающие во время операции, иногда носят столь сложный характер, что далеко превосходят по своей важности и удельному весу многие конкретные теоретические задачи, стоящие перед хирургом.Таким образом, успешные результаты нашей практической деятельности, в частности работы хирурга, возможны лишь при участии всех трех видов мышления и при условии достаточно развитых практических навыков. Другими словами, содержание, характер и успех выполнения мыслительной, а следовательно, и практической задачи зависят от уровня развития человека, степени его практической подготовки и характера течения процессов мышления. Все это находит свое конкретное выражение в различных соотношениях ощущений, восприятий, представлений, понятий и слов, внешних и внутренних действий, имеющих место в ходе решения поставленной задачи.Индивидуальные особенности мышления проявляются в качествах ума: самостоятельности, доказательности, глубине, гибкости, пытливости, быстроте, творчестве.В связи со сказанным надо коротко коснуться понятия интуиции, которая со времен Платона рассматривалась как внезапное открытие, озарение, свойственное лишь небольшому числу "избранных". Интуиция трактовалась в виде особого дара предчувствия, предугадывания, "вне-чувственного познания", некой мистической творческой активности (А. Бергсон). Возникшее впоследствии крайнее направление этой теории - интуитивизм - категорически отрицало какую-либо роль практики в творческой деятельности человека. Предполагалось, что природа созидательных действий, изобретений и иных актов человеческого творчества находится за границами познания. И там, где возникает стремление вникнуть в процесс творчества, творчество автоматически прекращается.С подобными рассуждениями на страницах печати можно встретиться до сих пор. Теоретики интуитивизма, ложно истолковывая законы физиологии и психологии, тем самым грешат не только против науки, но и против практики, которая каждый день, каждый час предлагает нам примеры, позволяющие наглядно убедиться в противоположном.Интуиция - результат наиболее благополучного, оптимального сочетания факторов и обстоятельств, которые так или иначе способствуют мыслительному процессу. К.К. Платонов, изучавший этот вопрос, считает, что интуиция - это обобщение сознанием ряда мелких, порознь трудно учитываемых фактов, делающееся на основе большого опыта в данной области. По мнению Б.М. Теплова, к сказанному следует прибавить исключительную скорость мысли при интуиции. В результате - "открытие и озарение" - почти мгновенные умозаключения, тонкие и глубокие по содержанию.

23. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Мыслительные операции

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела. Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека. Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок. Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

Но данные мыслительные процессы являются двумя взаимосвязанными логическими операциями. Анализ, как и синтез, может быть как умственным, так и практическим. Они формировались в процессе практической человеческой деятельности, поскольку люди взаимодействуют постоянно с явлениями и предметами. Поэтому, благодаря их практическому освоению, это привело к тому, что появились мыслительные процессы синтеза и анализа.Сравнение подразумевает установление различий и сходств явлений и предметов. Подобные мыслительные операции основываются на анализе. Поскольку до процесса сравнения необходимо будет выделить ряд признаков, по которым оно и осуществляется. Оно может быть неполным, односторонним, многосторонним или полным. Сравнение часто производится на разных уровнях - поверхностном или более глубоком. В подобных случаях мыслительная деятельность человека пойдет от признаков различия и сходства к внутренним характеристикам, от видимого аспекта к скрытому, от самого явления к его сущности.Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от ряда сторон и признаков конкретного для того, чтобы лучше познать его. В таком случае человек начинает мысленно выделять какой-то признак любого предмета, рассматривая его совершенно изолированно от всех остальных признаков и отвлекаясь временно от них. Благодаря отдельному изучению конкретных признаков при условии одновременного отвлечения от остальных, это поможет человеку понять глубже сущность явлений и вещей. Абстракции помогают человеку оторваться от конкретного, единичного и подняться на самый высокий уровень познания. Речь идет о научно-теоретическом мышлении.Конкретизация представляет собой процесс, который является обратным абстрагированию и который неразрывно связан с ним. Эта мыслительная операция является возвращением мысли от абстрактного и общего к конкретному для того, чтобы раскрыть содержание.Одной из самых необходимых и важных мыслительных операций является обобщение. Дело в том, что мысли человека всегда будут нацелены на то, чтобы получить какой-либо результат. Индивид всегда будет анализировать предметы, сравнивая их и абстрагируя отдельные качества и свойства для того, чтобы выявить в них общее и чтобы выявить закономерности, которые управляют их развитием. Это необходимо, чтобы ими овладеть. Следовательно, обобщение занимается выделением в явлениях и предметах того общего, которое выражается в виде закона, понятия, формулы, правила и тому подобное.Поэтому мыслительные операции необходимо развивать с самого детства

24. Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающейдеятельностичеловека. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.

В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использованияобобщенныхзнаний.В сознании человека закрепляется четкое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т. д.

В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек.

Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало человечество. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии н других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В 18-19 веках представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного. 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. После появления трудов З.Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного.

Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.

Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Бессознательное - это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию. Однако, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" или "субцептивные" реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

25нету

26.

27. Внушаемость и восприимчивость к гипнозу: Под внушаемостью обычно принято понимать определенную подчиняемость или готовность изменять поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица или группы лиц; при этом сам субъект не отдает себе ясного отчета в такой подчиняемости, а продолжает считать свой образ действий как бы результатом собственной инициативы и самостоятельного выбора. Внушаемость не является, как часто понимали раньше, психическим предрасположением, свойственным только некоторым больным (истеричным); это одно из свойств нормальной высшей нервной деятельности. Внушаемость рассматривают как одно из проявлений качеств волевого процесса.Для внушаемого человека мнения других обычно становятся главным основанием, определяющим те или иные его решения. По В.М.Бехтереву, под внушаемостью «...следует понимать способность или склонность в большей или меньшей степени воспринимать и усваивать внушение, будет ли оно обусловливаться внутренними или внешними побуждениями».Я.П.Фрумкин трактует внушаемость как повышенную «податливость постороннему воздействию, влиянию».Нельзя подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. Так, в педагогической практике внушаемость (и внушение) играет положительную и даже существенную роль, о чем говорит В.М.Бехтерев:«Внушение или прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании». Чем выше для учащегося авторитет педагога, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Явления ятрогений, также связаны с повышенной внушаемостью. Степень и вид внушаемости у отдельных лиц чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, состояние здоровья, усталость, интеллект и т. п. У некоторых лиц требование, исходящее от другого лица, уже влечет за собой подчинение; у других появляется внушаемость только по отношению к влиянию определенного лица, требование же, исходящее от иного лица, обсуждается с помощью обычного взвешивания мотивов. В отдельных случаях внушаемость значительно колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Восприимчивость к посторонним внушениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склонность к образованию самовнушений (ауто-суггестивность), напротив,— очень мала. Бывают случаи, когда наблюдается и обратное соотношение.Существует категория людей, совершенно не доступных внушению со стороны постороннего человека, недоверчивых ко всему, идущему извне, но зато легко поддающихся влиянию ближайших родственников, друзей. Так, если человек кого-либо любит, кому-либо симпатизирует, он легко поддается внушению в соответствующем направлении; иной энергичный, имеющий самостоятельный образ мыслей субъект может иногда полностью находиться под влиянием жены, друга. С другой стороны, человеку, к которому субъект не питает доверия, симпатии, труднее оказать определенное суггестивное влияние. Нередко позволяют внушить себе нечто дурное относительно людей, которых недолюбливают, в то время как дурное относительно любимого человека сразу и безоговорочно отвергают.

Известно, что без податливости по отношению к внушению гипнотический транс вызвать невозможно. Поэтому возникает вопрос: чем, собственно, является гипноз? Можно перечислить несколько ответов, которые дают на этот вопрос профаны и специалисты: "Целительное чудо", "Театральный фокус", "Религиозное чувство" и т. д.Нет ничего странного в том, что эти ответы столь противоречат друг другу - ведь речь идет о явлении, которое всегда понималось неправильно. В конце 1990 года в городе Констанце, бывшей ФРГ, проходил 5-й европейский конгресс, посвященный применению гипноза в психотерапии и психосоматической медицине. Подавляющее большинство участников конгресса, специалисты-гипнологи, пришли к выводу, что гипноз и его эффекты не смогла объяснить ни одна из существующих научных школ, поэтому гипнолог должен строить свою практику, полагаясь на собственный опыт и врачебную интуицию. На эту тему была прочитана лекция профессора Д. Ревенштрофа (ФРГ) "Гипноз: лечение без теорий".Тем не менее были выступления, где говорилось о феномене внушаемости человека, что решающее значение имеет вера больного в авторитет гипнотизера, что в состоянии гипноза информационные процессы протекают в правом полушарии мозга быстрее, чем в левом.Как видите, охарактеризовать сущность гипноза сложно, поскольку он у отдельных людей существует в столь разнообразных формах. Но в гипнозе мы встречаемся с совокупностью загадочных элементов, прослеживающихся во многих видах взаимодействий людей, - феномен внушаемости.Люди обладают врожденным механизмом податливости к внушению, который находится в определенной связи с очень многими присущими нам способностями к научению и развитию. Ребенок учится путем подражания, поступая в соответствии с указаниями своих родителей и учителей. Уровень его податливости к внушению высок, что приносит огромную пользу, поскольку в этом случае необходимость научения с помощью метода проб и ошибок не столь велика. Представление ребенка о мире, его системе ценностей и установки в значительной мере определены тем, что он принимает оценки и рекомендации, сообщаемые ему дома и в школе взрослыми людьми, пользующимися авторитетом. Печать авторитета переносится в дальнейшем на другие лица и даже на средства информации. То, что ребенок видит по телевизору, слышит по радио и читает в книгах и журналах, кажется ему особенно достоверным. Ставить под сомнение достоверность сообщений, поступающих из всех этих источников, означает ставить под сомнение авторитет самих родителей. В тех случаях, когда ребенок воспитывался в атмосфере уважения авторитетов или страха перед ними, еретический подход указанного рода может привести к усилению тревоги.По мере того, как ребенок растет и превращается во взрослого человека, он начинает проявлять склонность ко все большей ориентации на собственное критическое суждение и сохранение своего права на независимость суждений и действий. Но и во взрослом человеке по-прежнему кроется весьма податливый к внушению ребенок, который продолжает верить в истинность того, чему его учат.Примеры того, как человек неосознанно поддается внушению, весьма многочисленны. Так, торговая реклама строится в значительной мере с учетом того, что клиент поддается внушению. Основная посылка рекламы заключается в том, что если с помощью таких средств массовой информации, как телевидение, радио, газеты и журналы, передать людям соответствующую информацию, они, по всей вероятности, станут потребителями данного товара независимо от его истинного качества.Мнения популярных, любимых и вызывающих восхищение личностей очень часто воспринимаются как нечто неоспоримое, даже если эти лица никоим образом не подготовлены к тому, чтобы судить о данной проблеме.В давнем французском кинофильме "Новый Дон-Жуан" совершается удачная комедийная подмена. В городе ждут приезда блестящего и опасного Дон-Жуана. Волнуются женщины, наслышанные об этом чуде соблазна и красоты; нервничают мужчины, зная о безумной храбрости наглеца и дуэлянта. Но вместо Дон-Жуана появляется его слуга - прямой антипод своего господина. Его играет знаменитый актер Фернандель - всем памятно некрасивое, будто наспех и грубо вылепленное лицо этого блистательного актера; он сам пошутил над собою, что похож на кавалериста, проглотившего свою лошадь.Но женщины словно ослепли! Они льнут к Фернанделю, как к Дон-Жуану, без устали восхищаются им и тают при одном его взгляде.Наше восприятие мира не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту заведомость, предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия психологи обозначают термином "установка".Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. В очень многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, при зрелом размышлении и пристальном рассмотрении оказывается: сработала установка на внушаемость. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемый облик.Внушение вообще непременно содержится в любом, совершенно любом общении людей. Совет, указание, высказывание собственного мнения уже таят в себе внушение. Любая речь - это внушение, действенное или исчезающее впустую в зависимости от таланта и умения говорящего и от готовности слушателя - готовности в меру доверия, возможности и способности поверить, от активности и достаточности ума.В разной степени и от разных лиц подвержен внушению любой человек. "Не замечая того, сами мы приобретаем в известной мере чувства, суеверия, предупреждения, склонности, мысли и даже особенности характера от окружающих нас лиц, с которыми мы чаще всего обращаемся" (В. М. Бехтерев).Внушение - это то духовное влияние, которое оказывают люди друг на друга. Оказывают словами, интонацией, мимикой и жестами, собственными поступками и действиями, самим фактом своей симпатии, отвращения, ненависти, любви или страха. Внушение - это всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума.Система государственного, политического воздействия - система массового внушения. Мы хорошо знакомы с ней в форме внушений идеологических. Политики не скупились на информацию, сдобренную обещаниями всяческих возможных и невозможных благ, эти внушения были причиной известных трагедий в истории. Последствия одержимости ложными мыслями, ложным духом у нас перед глазами.В сознание людей внушалась информация, в которой было обилие расхожих штампов, распространенных предрассудков, общепринятых ярлыков, заведомых суждений, кажущихся очевидностей, типовых мнений и стандартных образов, что именуется "установками".Эти установки с легкостью использует разум как готовые блоки для постройки картин мира и рецептов поведения в нем.Блестящий пример такого идеологического установочного мышления можно прочитать у драматурга Шварца в его "Драконе".Скромный архивариус Шарлемань, несмотря на ум, доброту и образованность, начинен блоками установок до предела. Он, например, даже радуется, что город порабощен привычным драконом ибо простодушно и твердо убежден, что вообще жизни без драконов не бывает. Он, кроме того, весьма благодарен дракону, ибо в незапамятные времена тот избавил город от цыган - плохих и страшных людей: они враги любой государственной системы, их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Но бедный Шарлемань, как немедленно выясняет собеседник, в жизни не видел ни одного цыгана, а все это некогда проходил в школе, уж, конечно же, во времена дракона, озаботившегося о курсе обучения.Отлаженная система установок позволяет уверенно и с порога судить обо всем на свете, ко всему с готовностью подходить, относиться, заведомо воспринимать. Такое суждение не содержит ни справедливости, ни милосердия, ни истины, поскольку суждение предшествовало доказательству и отменило, отбросило за ненужностью главное - доказательство, как самый прием выяснения истины.Неисчислимо множество готовых воззрений у любого верующего, преданного приверженца строгой и замкнутой системы мировоззрения - он твердо знает, к чему, как и почему следует относиться, что и как оценивать и воспринимать. Элементы этого набора установок так увязаны друг с другом, что одна подпирает другую, третья служит как бы основанием двух первых, поэтому просто безнадежно порой искать в этой порочной системе логику.Установки подменяют мышление, порождая ощущение полного, законченного знания.Современный человек, занятый узкими проблемами своей специальности и профессии, погружен в них с головой и чаще всего не имеет возможности взглянуть на мир с высоты даже своего духовного роста. Он передоверяет другим создание картины мира, написание ее для себя. А большой набор внушенных жизненных рекомендаций, облегчает мышление до того, что порою вовсе выключает его.В разной степени и от разных лиц подвержен внушению любой человек, но ему же свойственно принимать далеко не все воздействия, а также он стремится к самоопределению, к независимости от посторонних влияний. Воздействиям внушения противостоит процесс контрвнушения.Внушаемости и контрвнушаемости присущ механизм избирательности. Даже один и тот же индивид обнаруживает разную степень внушаемости и контрвнушаемости в отношении разных гипнологов, а также разного содержания внушений, исходящих от одного и того же гипнотизера.Другой особенностью внушаемости и контрвнушаемости является их динамизм - колебания как в сторону повышения, так и в сторону снижения. Например, при своем возрастании контрвнушаемость может достигнуть максимума, когда личность или социальная общность совсем перестают воспринимать внушаемую информацию, идущую от определенного источника или имеющую определенное содержание. В то же время внушения другого лица или имеющие другое содержание могут быть приняты и реализованы.В исследованиях В. Н. Куликова выявлено несколько видов контрвнушаемости.Во-первых, выделены ненамеренная и намеренная контрвнушаемость. Основой ненамеренной контрвнушаемости является свойственная людям некоторая степень сомнения, недоверия и критичности, проявляющаяся на неосознанном уровне. Их действие включается автоматически в момент внушения. Намеренная контрвнушаемость действует на сознательном уровне психики в соответствии с целями и намерениями индивида. Он критически анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет содержание внушения со своими взглядами и убеждениями и в той или иной степени принимает или не принимает его.Во-вторых, существует индивидуальная и групповая контрвнушаемость. Индивидуальная контрвнушаемость обусловливается характерологическими и возрастными особенностями психики личности, ее жизненным опытом, социальными установками.Под групповой контрвнушаемостью имеется в виду противодействие внушению со стороны группы. Как показали исследования, групповая контрвнушаемость зависит от качественного и количественного состава группы, степени ее сплоченности, единства целей и мотивов деятельности и ряда других факторов.В-третьих, различается общая и специальная контрвнушаемость. Общая контрвнушаемость основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Она отличается широким диапазоном проявлений, но, как правило, небольшой силой. Специа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: