признаки общества
Всемирно-исторический подход | Цивилизационный подход | ||
Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества | |||
(По К.Марксу. Выполнен на основании обобщения исторического опыта Европы) • Первобытнообщинный строй ↓ • Рабовладельческий строй ↓ • Феодальный строй ↓ • Капиталистическое общество ↓ • Социалистическое общество как переходная ступень к коммунистическому обществу | Природные сообщества | Восточные цивилизации | Западные цивилизации |
Черты: | |||
Приспособление к природному годовому циклу | Действительность воспринимается через веру в харизматический, божественный идеал | Устремленность в будущее | |
Обожествление сил природы (язычество) | Общественное сознание сосредоточено на постижении высшего смысла, духовного совершенства. | Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика. | |
Примеры: • австралийские аборигены • американские индейцы • малые народы Сибири | Примеры: • Др. Египет • Др.Индия • Др. Китай Современная арабо-мусульманская цивилизация | Примеры: • Античная цивилизация • Цивилизация средневековой Европы • Цивилизация Нового времени |
Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества (по Д. Беллу)
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Первое по времени, возникает вместе с возникновением общества вообще. | Второе по времени. XIX-XX вв. н.э. | В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы. |
Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни. | Существование государства, сосуществование отдельных государств. | Глобализация, существование как национальных государств, так и над государственных органов власти. |
Человек зависит от сил природы. | Человек интенсивно овладевает силами природы | Человек властвует над силами природы |
Влияние на природу: примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство или земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение. | Влияние на природу: освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов. | Влияние на природу: активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство. |
Цель общества: поддержать существование человека как вида. | Цель общества: производство товаров массового потребления. | Цель общества: добыча, обработка и хранение информации. |
Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории. | Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники. | Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. |
Основные отношения - между человеком и природой | Основные отношения - между человеком и природой | Основные отношения - между людьми |
Типы человеческого общества (по Тоффлеру)
Тип общества | традиционное → модернизация → современное | |
Чем определяется организация жизни | Религия / традиция авторитарная власть, преобладание традиции над инновацией | Этические нормы: либерально-демократическая власть, преобладание инновации над традицией |
Развитие | циклическое | поступательное |
Характер общества | общество коллективистическое; личностное начало минимизировано | ярко выраженный индивидуализм, не «мы», а много «я». Толерантность к мнению меньшинства |
Тип преобладающей личности | коллективное начало преобладает над индивидуальным | преобладают индивидуальности с активным, деятельным складом |
Социальные институты
Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов. | |
Примеры социальных институтов: • род • семья • государство • институт науки | Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нонконформизма. |
Развитие социальных институтов
![]() | ![]() | Состояние 2 (конечное для развития данного института) |
Развитие социальной системы общества сводимо к эволюции социальных институтов, на которую оказывают влияние эндогенные и экзогенные факторы. Эндогенные факторы (находящиеся внутри самой системы): невозможность имеющего социального института решать поставленные перед ним задачи. Экзогенные факторы (находящиеся вне системы): накопление новых знаний, изменение ценностных ориентации, природные факторы. | ||
Примеры: Изменение социального института | ||
Функционирование «большой» семьи, включающей всех родственников | Осознание возможности выживания так называемой «малой семьи», состоящей из родителей и их детей; появление финансовой возможности выживания и благополучия такой семьи. Исчезновение «большой» семьи и развитие «малой» семьи. | Функционирование «малой» семьи. |
Появление социального института | ||
Отсутствие государства | Выделение групп господствующих и подчиняющихся индивидов, выделение управляющего аппарата. | Появление государства |
Исчезновение социального института | ||
Существование родов | Осознание других оснований общности: национальный, семейный, образовательный, географический и т. п. | Исчезновение родов |