признаки общества
Всемирно-исторический подход
| Цивилизационный подход
|
Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества
|
(По К.Марксу. Выполнен на основании обобщения исторического опыта Европы)
• Первобытнообщинный строй
↓
• Рабовладельческий строй
↓
• Феодальный строй
↓
• Капиталистическое общество
↓
• Социалистическое общество как переходная ступень к коммунистическому обществу
| Природные сообщества
| Восточные цивилизации
| Западные цивилизации
|
Черты:
|
Приспособление к природному годовому циклу
| Действительность
воспринимается
через веру в харизматический,
божественный
идеал
| Устремленность в будущее
|
Обожествление сил природы (язычество)
| Общественное
сознание
сосредоточено на
постижении
высшего смысла,
духовного
совершенства.
| Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика.
|
Примеры:
• австралийские аборигены
• американские индейцы
• малые народы Сибири
| Примеры:
• Др. Египет
• Др.Индия
• Др. Китай Современная арабо-мусульманская цивилизация
| Примеры:
• Античная цивилизация
• Цивилизация средневековой Европы
• Цивилизация Нового времени
|
Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества (по Д. Беллу)
Традиционное
| Индустриальное
| Постиндустриальное
|
Первое по времени, возникает вместе с возникновением общества вообще.
| Второе по времени. XIX-XX вв. н.э.
| В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы.
|
Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни.
| Существование государства, сосуществование отдельных государств.
| Глобализация, существование как национальных государств, так и над государственных органов власти.
|
Человек зависит от сил природы.
| Человек интенсивно овладевает силами природы
| Человек властвует над силами природы
|
Влияние на природу: примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство или земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение.
| Влияние на природу: освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов.
| Влияние на природу: активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство.
|
Цель общества: поддержать существование человека как вида.
| Цель общества: производство товаров массового потребления.
| Цель общества: добыча, обработка и хранение информации.
|
Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории.
| Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники.
| Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы.
|
Основные отношения - между человеком и природой
| Основные отношения - между человеком и природой
| Основные отношения - между людьми
|
Типы человеческого общества (по Тоффлеру)
Тип общества
| традиционное → модернизация → современное
|
Чем определяется организация жизни
| Религия / традиция
авторитарная власть, преобладание традиции над инновацией
| Этические нормы:
либерально-демократическая власть, преобладание инновации над традицией
|
Развитие
| циклическое
| поступательное
|
Характер общества
| общество коллективистическое; личностное начало минимизировано
| ярко выраженный индивидуализм, не «мы», а много «я». Толерантность к мнению меньшинства
|
Тип преобладающей личности
| коллективное начало преобладает над индивидуальным
| преобладают индивидуальности с активным, деятельным складом
|
Социальные институты
Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов.
|
Примеры социальных институтов:
• род
• семья
• государство
• институт науки
| Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нонконформизма.
|
Развитие социальных институтов
Состояние 1
(исходное для развития данного института)
| Процесс развития
(эволюции или инволюции социального института)
| Состояние 2
(конечное для развития данного института)
|
| Развитие социальной системы общества сводимо к эволюции социальных институтов, на которую оказывают влияние эндогенные и экзогенные факторы.
Эндогенные факторы (находящиеся внутри самой системы): невозможность имеющего социального института решать поставленные перед ним задачи.
Экзогенные факторы (находящиеся вне системы): накопление новых знаний, изменение ценностных ориентации, природные факторы.
|
|
Примеры:
Изменение социального института
|
Функционирование «большой» семьи, включающей всех родственников
| Осознание возможности выживания так называемой «малой семьи», состоящей из родителей и их детей; появление финансовой возможности выживания и благополучия такой семьи. Исчезновение «большой» семьи и развитие «малой» семьи.
| Функционирование «малой» семьи.
|
Появление социального института
|
Отсутствие государства
| Выделение групп господствующих и подчиняющихся индивидов, выделение управляющего аппарата.
| Появление государства
|
Исчезновение социального института
|
Существование родов
| Осознание других оснований общности: национальный, семейный, образовательный, географический и т. п.
| Исчезновение родов
|