нравы
| мораль
| обычаи
| право
|
привычные формы поведения, имеющие нравственное значение. Нравы - те нормы поведения людей, которые бытуют в некотором обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Следование нравам общества санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка).
| особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Регулирует человеческое поведение с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка).
| стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для членов данного общества (социальной группы), касается всех сторон жизни человека.
| совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия.
|
Общество и научно-технический прогресс
Что?
| Поднаучно-техническим прогрессом понимают единое взаимообусловленное развитие науки и техники, при котором человечество приобретает все больший контроль над природой
|
Когда?
| Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI—XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного производства, когда была осознана необходимость теоретического решения практических задач.
В XVIII-XIX веках связи научного и технического прогресса становятся все более тесными в связи с развитием товарного (машинного) производства. Развитие науки и развитие техники взаимно стимулируют друг друга.
Период XX - начало XXI века характеризуется как научно-техническая революция. Под НТР понимается такой уровень развития общества, когда наука является ведущим фактором развития общественного производства. Наука и технология сливаются.
|
Как?
| По мере своего развития, наука становится все более важным, даже определяющим рычагом преобразования природы, что влечет за собой изменения:
• природы (человек преобразует природу, осуществляется массовая вырубка лесов, осушение болот и другие мелиоративные работы, что ведет к изменениям климата; человек загрязняет окружающую среду, включая недра, воду и воздух, охотится, что ведет к вымиранию многих видов животных; человек ведет селекционную работу, в результате появляются генетически измененные организмы - растения; проводятся и другие преобразования)
• человека (изменяются требования к уровню информированности и образования; все больше людей заняты не примитивным физическим, а интеллектуальным трудом; основным фактором, определяющим развитие человека как личности является доступ к информации: массовыми становятся болезни, не характерные для ранних стадий развития науки и техники: стресс, гиподинамия, ранняя близорукость; при этом возрастает длительность жизни, общество не только заботится о своих больных членах, но и возвращает им возможность полноценной жизни - появляются способы адаптации к полноценной жизни больных с различными диагнозами - отсутствие конечности, болезнь Дауна и т.д.)
• общества (повышается гуманность общества, т. к. оно в состоянии позаботиться о всех своих членах, в том числе и неполноценных в физическом или интеллектуальном плане; изменяется социальный заказ - повышается потребность в квалифицированной рабочей силе, снижается потребность в примитивном физическом труде; ценность личности проявляется не только как члена семьи или общественной группы, но как самостоятельной, самобытной индивидуальности).
Наука сливается с технологией. Разработка технологий на основе глубокого проникновения в законы природы становится основной задачей интеллектуальной элиты общества.
|
Основные этапы развития науки в новое время
Виды науки
| Характерные черты
|
Классическая наука XV II -X I X веков
| • поиск однозначных, универсальных законов
• не учитывается человеческий фактор при исследовании природы; человек понимается исключительно как разумное существо
• вера во всемогущество научного разума
|
Научная революция рубежа XIX - XX веков
| • осознание необходимости теоретического решения практических задач, связи науки и техники
• взаимовлияние развития науки и техники
• развивается понимание человека как совокупности биологического и социального
|
Научно-техническая революция XX века
| • автоматизация производства
• информатизация общества
• глобализация, осознание общности человечества и взаимовлияния его структур
|
Постклассическая наука ХХ-XXI веков
| • развитие новой, диалектической логики
• признание вариативности законов природы и общества
• признание двойственности природы человека как совокупности рационального и иррационального в человеке, интерес к исследованиям мозга в плане физиологии, логики, обработки информации
|
Целостность современного мира, его противоречия
Глобальные проблемы человечества
Социальные проблемы
| Экологические проблемы
| Взаимоотношения человека и общества
|
Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между социальными группами и государствами.
| Проблемы взаимоотношений человека с природой.
| Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом.
|
• скрываемая вражда блоков (по национальному, финансо-вому или религиозному при-знаку), которая ведет к кон-фронтации и системе локаль-ных конфликтов;
• резкое различие уровней общественно-экономического развития и уровня благососто-яния населения, что ведет к антагонизму высокоразвитых и низкоразвитых стран.
| • техногенное загрязнение окружающей среды;
• истощение невосполнимых природных ресурсов (возду-ха, воды, энергоносителей - угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа, - минерального сырья и руд);
• проблемы использования общественных богатств (ми-рового океана, космического пространства).
| • проблемы здравоохранения, длительности и комфортности жизни;
• численность населения, ее взры-воподобный рост за последние сто лет;
• проблема ведения здорового образа жизни в связи с понятием «здоровье человечества»;
• проблема нормального психи-ческого развития личности.
|
Факторы, определяющие появление экологических проблем
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:
• Знания о природе пока недостаточны для адекватного влияния на природу.
• Человечество обладает достаточными техническими средствами, чтобы породить техногенную катастрофу.
• Быстрый рост численности населения.
• Взрывоподобный рост влияния человечества на природу.
Выходы из создавшейся ситуации:
• развитие безотходного производства;
• административно-правовое регулирование;
• экологическое просвещение;
международное взаимодействие в области охраны окружающей среды.
|
Пути решения проблемы загрязнения окружающей среды
Факторы, определяющие появление социальных проблем
• Существование оружия массового поражения, включающее биологическое и ядерное оружие, применение которого возможно небольшим количеством людей.
• Стремление к навязыванию своей точки зрения силой, силовое подавление конфликтов.
• Неравномерность экономического развития разных стран.
• Религиозный фанатизм.
Выходы из создавшейся ситуации:
• создание наднациональных органов управления жизнью общества;
• административно-правовое регулирование взаимодействий государств с разным уровнем жизни; провозглашение и внедрение равноправия государств вне зависимости от их территории, природных богатств и численности населения;
• просвещение, воспитание в духе терпимости и толерантности к инакомыслию и инаковерию, преодоление преследований по религиозным убеждениям; *
• международное взаимодействие в области решения международных конфликтов.
|
* так, например, в просвещенной Франции был издан указ о недопущении на занятия в государственные школы девочек-мусульманок в платках, которые являются религиозными символами (основание: разделение церкви и государства); в то же время никак не ущемляется право учащихся-христиан носить нательные крестики, хотя последние также являются религиозными символами.
|