нравы | мораль | обычаи | право |
привычные формы поведения, имеющие нравственное значение. Нравы - те нормы поведения людей, которые бытуют в некотором обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Следование нравам общества санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка). | особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Регулирует человеческое поведение с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка). | стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для членов данного общества (социальной группы), касается всех сторон жизни человека. | совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия. |
Общество и научно-технический прогресс
Что? | Поднаучно-техническим прогрессом понимают единое взаимообусловленное развитие науки и техники, при котором человечество приобретает все больший контроль над природой |
Когда? | Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI—XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного производства, когда была осознана необходимость теоретического решения практических задач. В XVIII-XIX веках связи научного и технического прогресса становятся все более тесными в связи с развитием товарного (машинного) производства. Развитие науки и развитие техники взаимно стимулируют друг друга. Период XX - начало XXI века характеризуется как научно-техническая революция. Под НТР понимается такой уровень развития общества, когда наука является ведущим фактором развития общественного производства. Наука и технология сливаются. |
Как? | По мере своего развития, наука становится все более важным, даже определяющим рычагом преобразования природы, что влечет за собой изменения: • природы (человек преобразует природу, осуществляется массовая вырубка лесов, осушение болот и другие мелиоративные работы, что ведет к изменениям климата; человек загрязняет окружающую среду, включая недра, воду и воздух, охотится, что ведет к вымиранию многих видов животных; человек ведет селекционную работу, в результате появляются генетически измененные организмы - растения; проводятся и другие преобразования) • человека (изменяются требования к уровню информированности и образования; все больше людей заняты не примитивным физическим, а интеллектуальным трудом; основным фактором, определяющим развитие человека как личности является доступ к информации: массовыми становятся болезни, не характерные для ранних стадий развития науки и техники: стресс, гиподинамия, ранняя близорукость; при этом возрастает длительность жизни, общество не только заботится о своих больных членах, но и возвращает им возможность полноценной жизни - появляются способы адаптации к полноценной жизни больных с различными диагнозами - отсутствие конечности, болезнь Дауна и т.д.) • общества (повышается гуманность общества, т. к. оно в состоянии позаботиться о всех своих членах, в том числе и неполноценных в физическом или интеллектуальном плане; изменяется социальный заказ - повышается потребность в квалифицированной рабочей силе, снижается потребность в примитивном физическом труде; ценность личности проявляется не только как члена семьи или общественной группы, но как самостоятельной, самобытной индивидуальности). Наука сливается с технологией. Разработка технологий на основе глубокого проникновения в законы природы становится основной задачей интеллектуальной элиты общества. |
Основные этапы развития науки в новое время
Виды науки | Характерные черты |
Классическая наука XVII-XIX веков | • поиск однозначных, универсальных законов • не учитывается человеческий фактор при исследовании природы; человек понимается исключительно как разумное существо • вера во всемогущество научного разума |
Научная революция рубежа XIX - XX веков | • осознание необходимости теоретического решения практических задач, связи науки и техники • взаимовлияние развития науки и техники • развивается понимание человека как совокупности биологического и социального |
Научно-техническая революция XX века | • автоматизация производства • информатизация общества • глобализация, осознание общности человечества и взаимовлияния его структур |
Постклассическая наука ХХ-XXI веков | • развитие новой, диалектической логики • признание вариативности законов природы и общества • признание двойственности природы человека как совокупности рационального и иррационального в человеке, интерес к исследованиям мозга в плане физиологии, логики, обработки информации |
Целостность современного мира, его противоречия
Глобальные проблемы человечества
Социальные проблемы | Экологические проблемы | Взаимоотношения человека и общества |
Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между социальными группами и государствами. | Проблемы взаимоотношений человека с природой. | Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом. |
• скрываемая вражда блоков (по национальному, финансо-вому или религиозному при-знаку), которая ведет к кон-фронтации и системе локаль-ных конфликтов; • резкое различие уровней общественно-экономического развития и уровня благососто-яния населения, что ведет к антагонизму высокоразвитых и низкоразвитых стран. | • техногенное загрязнение окружающей среды; • истощение невосполнимых природных ресурсов (возду-ха, воды, энергоносителей - угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа, - минерального сырья и руд); • проблемы использования общественных богатств (ми-рового океана, космического пространства). | • проблемы здравоохранения, длительности и комфортности жизни; • численность населения, ее взры-воподобный рост за последние сто лет; • проблема ведения здорового образа жизни в связи с понятием «здоровье человечества»; • проблема нормального психи-ческого развития личности. |
Факторы, определяющие появление экологических проблем
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы: • Знания о природе пока недостаточны для адекватного влияния на природу. • Человечество обладает достаточными техническими средствами, чтобы породить техногенную катастрофу. • Быстрый рост численности населения. • Взрывоподобный рост влияния человечества на природу. Выходы из создавшейся ситуации: • развитие безотходного производства; • административно-правовое регулирование; • экологическое просвещение; международное взаимодействие в области охраны окружающей среды. |
Пути решения проблемы загрязнения окружающей среды
Факторы, определяющие появление социальных проблем
• Существование оружия массового поражения, включающее биологическое и ядерное оружие, применение которого возможно небольшим количеством людей. • Стремление к навязыванию своей точки зрения силой, силовое подавление конфликтов. • Неравномерность экономического развития разных стран. • Религиозный фанатизм. Выходы из создавшейся ситуации: • создание наднациональных органов управления жизнью общества; • административно-правовое регулирование взаимодействий государств с разным уровнем жизни; провозглашение и внедрение равноправия государств вне зависимости от их территории, природных богатств и численности населения; • просвещение, воспитание в духе терпимости и толерантности к инакомыслию и инаковерию, преодоление преследований по религиозным убеждениям; * • международное взаимодействие в области решения международных конфликтов. |
*так, например, в просвещенной Франции был издан указ о недопущении на занятия в государственные школы девочек-мусульманок в платках, которые являются религиозными символами (основание: разделение церкви и государства); в то же время никак не ущемляется право учащихся-христиан носить нательные крестики, хотя последние также являются религиозными символами. |