Ключевой вопрос - каковы факторы неопределенности в вашем бизнесе?
68. Виды рисков, которые вы прогнозируете, вероятность их появления и возможный ущерб.
69. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
70. Установление приемлемого уровня риска.
71. Система коммерческого страхования, которую вы предусматриваете.
Раздел 10. Финансовый план и финансовая стратегия
Ключевой вопрос - каковы потребность в инвестициях, источники их покрытия и как обеспечить финансовую устойчивость предприятия?
72. Доход, который по вашим прогнозам будет приносить ваш бизнес.
73. Количество денег, которое потребуется вложить в ваш бизнес.
74. Синхронность денежных расходов и поступлений.
75. Сумма прогнозной чистой прибыли по годам.
76. Уровень безубыточности вашего бизнеса и как быстро вы сумеете его достичь.
77. Активы, пассивы и акционерный (собственный) капитал по годам.
78. Потенциальные источники финансирования предполагаемого бизнеса и сферы вложения предоставленных средств.
|
|
79. Имущество, которое вы можете предоставить под обеспечение кредита, или другие гарантии для кредиторов и инвесторов.
80. Сроки кредитования и условия погашения кредита.
81. Доход на вложенный капитал, гарантируемый вами инвестору.
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Думать - самая трудная из работ.
Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются.
Генри Форд
Составляя бизнес-план для действующего предприятия, целесообразно включить в его состав план мероприятий по обеспечению эффективной хозяйственной деятельности по схеме, которую мы использовали при разработке планов финансового оздоровления предприятий.
Нами предлагается классификация мероприятий по следующим направлениям:
- организационная санация;
- техническая санация;
- экономическая и финансовая санация;
- маркетинговая санация;
- социальная санация.
Организационная санация может предусматривать:
- изменение организационно-правовой формы предприятий;
- реорганизационные процедуры, проводимые путем слияния, поглощения, присоединения, направленные на коммерциализацию структурных подразделений и/или связанные с глобализацией экономики России;
- совершенствование структуры управления предприятием и оптимизацию численности управленческого персонала путем устранения дублирования управленческих функций в целях снижения затрат на управление предприятием и пр.
Техническая санация заключается, как правило, в проведении мероприятий по технической реструктуризации ряда производств предприятия, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и освоение производства новых видов, а также принципиально новых технологий для изготовления продукции.
|
|
Под технической реструктуризацией понимается приведение в соответствие производственно-технической базы предприятия с его внешней средой и ее гибкое приспособление к рынку. Реструктуризация, как правило, не требует больших капитальных вложений.
Техническая санация тесно связана с сохранением научно-технического и кадрового потенциала, что жизненно необходимо при реализации стратегии ограниченного роста (выживания), вырабатываемой предприятием в условиях неопределенности и прогнозируемого подъема его деловой активности.
Экономическая и финансовая санация предусматривает в основном:
- нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей;
- продажу излишнего имущества - прежде всего "неликвидов" и "залежалых запасов";
- другие мероприятия по восстановлению собственных оборотных средств и повышению эффективности их использования и пр.
Маркетинговая санация включает в себя:
- проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках, поиска новых "ниш", новых рынков сбыта;
- реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятельности для выработки маркетинговой стратегии предприятия и плана первоочередных действий, связанных с выживанием предприятия в условиях кризисной экономики и возобновлением его производственно-финансовой деятельности.
Социальная санация предполагает:
- коммерциализацию объектов социально-коммунальной сферы;
- мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия и др.
По каждому мероприятию определяются необходимые затраты и экономические эффекты, ожидаемые при их реализации. Расчеты желательно производить в неизменных и текущих дисконтированных ценах для приведения затрат и результатов к одному моменту времени (как правило, к моменту начала инвестирования).
Этим планом обосновывается общая потребность предприятия в инвестициях, вскрываются внутренние резервы в целях изыскания собственных источников финансирования и определяется потребность в заемных средствах.
План мероприятий по обеспечению эффективной хозяйственной деятельности рекомендуется представить в форме табл. 20.
Таблица 20
Мероприятия по восстановлению платежеспособности
и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности
Наименование мероприятия | Сроки осуществления (год, квартал) | Величина показателя по периодам, тыс. р. | ||||||||||||||||||
200... г. | 200... г. | 200... г. | Итого | |||||||||||||||||
Затраты | Результаты | Затраты | Результаты | Затраты | Результаты | Затраты | Результаты | |||||||||||||
Организационная санация: - оптимизация численности - совершенствование структуры управления и т. д. | ||||||||||||||||||||
Результат | ||||||||||||||||||||
Дисконтированный результат | ||||||||||||||||||||
Техническая санация: - освоение производства новых изделий - освоение новых базовых прогрессивных технологий - техническая реструктуризация производств предприятия и т. д. | ||||||||||||||||||||
Результат | ||||||||||||||||||||
Дисконтированный результат | ||||||||||||||||||||
Экономическая и финансовая санация: - реализация излишнего оборудования и материально-производственных запасов - продажа убыточных бизнес-единиц - оптимизация соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей - мероприятия по снижению потребности в оборотных средствах и т. д. | ||||||||||||||||||||
Результат | ||||||||||||||||||||
Дисконтированный результат | ||||||||||||||||||||
Маркетинговая санация: - реорганизация службы маркетинга и повышение эффективности ее функционирования - проведение маркетинговых исследований и выработка маркетинговой стратегии предприятия - разработка плана маркетинговых действий, в том числе по товарной, ценовой, сбытовой, сервисной политике и т. д. | ||||||||||||||||||||
Результатом является выход на новую продукцию, новые рынки и обеспечение реализации продукции в соответствии с запланированными объемами производства | ||||||||||||||||||||
Результат | ||||||||||||||||||||
Дисконтированный результат | ||||||||||||||||||||
Социальная санация: - коммерциализация объектов социальной сферы - обеспечение социальной защиты и социальных льгот для работников и т. д. | ||||||||||||||||||||
Результат | ||||||||||||||||||||
Дисконтированный результат | ||||||||||||||||||||
Всего - результат | ||||||||||||||||||||
Всего - дисконтированный результат | ||||||||||||||||||||
|
|