Раздел 9. Потенциальные риски

Ключевой вопрос - каковы факторы неопределенности в вашем бизнесе?

68. Виды рисков, которые вы прогнозируете, вероятность их появления и возможный ущерб.

69. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.

70. Установление приемлемого уровня риска.

71. Система коммерческого страхования, которую вы предусматриваете.

Раздел 10. Финансовый план и финансовая стратегия

Ключевой вопрос - каковы потребность в инвестициях, источники их покрытия и как обеспечить финансовую устойчивость предприятия?

72. Доход, который по вашим прогнозам будет приносить ваш бизнес.

73. Количество денег, которое потребуется вложить в ваш бизнес.

74. Синхронность денежных расходов и поступлений.

75. Сумма прогнозной чистой прибыли по годам.

76. Уровень безубыточности вашего бизнеса и как быстро вы сумеете его достичь.

77. Активы, пассивы и акционерный (собственный) капитал по годам.

78. Потенциальные источники финансирования предполагаемого бизнеса и сферы вложения предоставленных средств.

79. Имущество, которое вы можете предоставить под обеспечение кредита, или другие гарантии для кредиторов и инвесторов.

80. Сроки кредитования и условия погашения кредита.

81. Доход на вложенный капитал, гарантируемый вами инвестору.

4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Думать - самая трудная из работ.
Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются.

Генри Форд

Составляя бизнес-план для действующего предприятия, целесообразно включить в его состав план мероприятий по обеспечению эффективной хозяйственной деятельности по схеме, которую мы использовали при разработке планов финансового оздоровления предприятий.

Нами предлагается классификация мероприятий по следующим направлениям:

- организационная санация;

- техническая санация;

- экономическая и финансовая санация;

- маркетинговая санация;

- социальная санация.

Организационная санация может предусматривать:

- изменение организационно-правовой формы предприятий;

- реорганизационные процедуры, проводимые путем слияния, поглощения, присоединения, направленные на коммерциализацию структурных подразделений и/или связанные с глобализацией экономики России;

- совершенствование структуры управления предприятием и оптимизацию численности управленческого персонала путем устранения дублирования управленческих функций в целях снижения затрат на управление предприятием и пр.

Техническая санация заключается, как правило, в проведении мероприятий по технической реструктуризации ряда производств предприятия, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и освоение производства новых видов, а также принципиально новых технологий для изготовления продукции.

Под технической реструктуризацией понимается приведение в соответствие производственно-технической базы предприятия с его внешней средой и ее гибкое приспособление к рынку. Реструктуризация, как правило, не требует больших капитальных вложений.

Техническая санация тесно связана с сохранением научно-технического и кадрового потенциала, что жизненно необходимо при реализации стратегии ограниченного роста (выживания), вырабатываемой предприятием в условиях неопределенности и прогнозируемого подъема его деловой активности.

Экономическая и финансовая санация предусматривает в основном:

- нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей;

- продажу излишнего имущества - прежде всего "неликвидов" и "залежалых запасов";

- другие мероприятия по восстановлению собственных оборотных средств и повышению эффективности их использования и пр.

Маркетинговая санация включает в себя:

- проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках, поиска новых "ниш", новых рынков сбыта;

- реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятельности для выработки маркетинговой стратегии предприятия и плана первоочередных действий, связанных с выживанием предприятия в условиях кризисной экономики и возобновлением его производственно-финансовой деятельности.

Социальная санация предполагает:

- коммерциализацию объектов социально-коммунальной сферы;

- мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия и др.

По каждому мероприятию определяются необходимые затраты и экономические эффекты, ожидаемые при их реализации. Расчеты желательно производить в неизменных и текущих дисконтированных ценах для приведения затрат и результатов к одному моменту времени (как правило, к моменту начала инвестирования).

Этим планом обосновывается общая потребность предприятия в инвестициях, вскрываются внутренние резервы в целях изыскания собственных источников финансирования и определяется потребность в заемных средствах.

План мероприятий по обеспечению эффективной хозяйственной деятельности рекомендуется представить в форме табл. 20.

Таблица 20

Мероприятия по восстановлению платежеспособности
и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности

Наименование мероприятия Сроки осуществления (год, квартал) Величина показателя по периодам, тыс. р.  
200... г. 200... г. 200... г. Итого  
Затраты Результаты Затраты Результаты Затраты Результаты Затраты Результаты  
                     
Организационная санация: - оптимизация численности - совершенствование структуры управления и т. д.                    
                   
                   
                   
Результат                    
Дисконтированный результат                    
Техническая санация: - освоение производства новых изделий - освоение новых базовых прогрессивных технологий - техническая реструктуризация производств предприятия и т. д.                    
                   
                 
                 
                 
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Экономическая и финансовая санация: - реализация излишнего оборудования и материально-производственных запасов - продажа убыточных бизнес-единиц - оптимизация соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей - мероприятия по снижению потребности в оборотных средствах и т. д.                  
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Маркетинговая санация: - реорганизация службы маркетинга и повышение эффективности ее функционирования - проведение маркетинговых исследований и выработка маркетинговой стратегии предприятия - разработка плана маркетинговых действий, в том числе по товарной, ценовой, сбытовой, сервисной политике и т. д.                      
Результатом является выход на новую продукцию, новые рынки и обеспечение реализации продукции в соответствии с запланированными объемами производства  
                   
                 
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Социальная санация: - коммерциализация объектов социальной сферы - обеспечение социальной защиты и социальных льгот для работников и т. д.                  
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Всего - результат                  
Всего - дисконтированный результат                  
                                         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: