По данным нашего опроса научные сотрудники и преподаватели отметили, что потребности практики удовлетворяются с отставанием во времени - в 93,8%, а по объему не в полной мере - в 96,5%. Причины этого они видят в следующем:
а) недостатки внедрения научных достижений
в практику - 57,5%
б) отсутствие должного внимания изучению
потребностей практики - 43,3%
в) недостатки планирования и организации
научных исследований - 37,1%
г) следствие естественного отставания
теории от практики - 34,5%
Более существенны критические замечания об удовлетворенности практических потребностей со стороны работников правоохранительных органов. Так, например, начальники РОВД (568чел.) констатируют недостаточность методического обеспече-
ния борьбы с организованной преступностью - 84,7% и по вопросам тактики преступников - 81,5%.
Особую актуальность в настоящее время приобрели потребности практики борьбы с изменившейся преступностью, которые наглядно демонстрируют недостаточность прежних средств и методов правового, организационного, технического и тактического противодействия преступности и необходимость их существенного преобразования и развития. Все это требует новых, нередко нетрадиционных подходов к организации и осуществлению борьбы с преступностью. Многими авторами подчеркивается, что в ситуации, которая сложилась на данный момент, органы предварительного расследования не способны качественно выполнять задачи, поставленные перед ними законом.
|
|
Ярким свидетельством недостаточности мер борьбы с преступностью является выступление министра МВД Украины Ю.А.Смирнова на июльской 2002г. коллегии МВД. Говоря о «роли» судей в борьбе с преступностью, министр отметил: «Если утром дается санкция на арест, а вечером отменяется, значит с судьей уже кто-то «поработал». За этим стоит то, что в текущем году судьи отказали в аресте трети задержанных спецподразделениями службы по борьбе с оргпреступностью и около полутора тысяч обвиняемых в тяжких преступлениях (убийство, изнасилование, нанесение тяжких телесных повреждений) были отпущены под подписку о невыезде в результате чего имели возможность «поработать» со свидетелями и пострадавшими, чтобы те дали «нужные» показания».
И далее министр «порекомендовал»: поскольку судьи независимы и разоблачить их «заинтересованность» практически невозможно, работайте с теми, кто идет к ним с «подарками». Это - признание нашего бессилия в борьбе с преступностью и судьями, способствующими ей.
Нареканий в адрес судов высказывается немало. Но все ли они справедливы? Прежде суды фактически «штамповали» приговоры по направляемым им делам. Сейчас для вынесения обвинительного приговора они требуют прочной доказательственной базы. Проиллюстрируем это примером. По сигналу охранной системы наряд милиции задержал в квартире двух человек с приготовленными
|
|
для выноса вещами. При допросе каждый из них заявил, что, узнав о намерении другого совершить кражу, побежал следом за ним, чтобы удержать его от такого поступка, но не успел это сделать и был задержан вместе с ним. Полагая, что задержание с поличным вполне достаточно для изоблечения преступников, следователь не придал особого значения их «объяснениям» и направил дело в суд. Но судья посчитал иначе и возвратил его на дополнительное расследование, возможности которого были «исчерпаны» еще при задержании с поличным, когда не был проведен полноценный осмотр на месте кражи для выявления следов действий преступников при сборе краденного, данные которого позволили бы опровергнуть объяснения задержанных. Правильно ли поступил суд? На наш взгляд, не только правильно, но и показательно, продемонстрировав следствию, что старые подходы к раскрытию и расследованию преступлений не пригодны и требуется перестройка - организационная и психологическая. В соответствии с законодательством других стран суд в подобной ситуации прекратил бы такое дело и оправдал подсудимых в связи с недостаточностью доказательств, свидетельствующих об их вине.
А борьба с «продавшимися» судьями не столь бесперспективна как заявил министр. Необходимо лишь желание (правда, не только МВД, а прежде всего президента и депутатов-законодателей) бороться с этим злом. Одним из путей обеспечения решения этой проблемы может служить предметно-сравнительный анализ деятельности судей (ведь не все они «продались»), суть которого должна заключаться в выяснении того, как конкретный судья выглядит на фоне действий других судей в аналогичных ситуациях (категории дел, категории привлекавшихся к ответственности, основания отказа в применении мер пресечения, основания прекращения и возвращения дел на дополнительное расследование и т.д.), что позволит установить, какие именно категории дел, на какой именно стадии и по каким конкретным причинам, у какого именно судьи не «доходят» до своего логического завершения. А на основании этих данных возможна более детальная проверка деятельности конкретного судьи для постановки вопроса хотя бы о его профессиональной пригодности (если не об ответственности). Если же
«бороться» по принципу предложенному министром, то в случае неустановления вора можно наказывать потерпевшего за необеспечение сохранности своего имущества.
Одна из основных бед правоохранительных органов - катастрофический рост нагрузки. Р.Кларк в своей работе «Преступность в США» отмечал: «Если полиция не справляется с задачей раскрытия преступлений... вся остальная часть системы уголовной юстиции обречена на бездействие... Виновные не осуждаются, а общество остается незащищенным». Поскольку сейчас у государства и общества нет материально-технических возможностей для разрешения этой проблемы, они сами начинают «регулировать» свою нагрузку (104,67-68), т.е. то, что не производится на надлежащей законодательной основе - приведение задач и условий деятельности правоохранительных органов в соответствие с их реальными возможностями, - осуществляется стихийно, с нарушением действующего законодательства, порождая нигилистическое отношение к его предписаниям. Поэтому пора бы уже руководителям правоохранительной системы понять, что укрытие преступлений - не только результат недобросовестности работников этих органов, но и отражение и «защитная реакция» на объективные условия, в которых протекает их деятельность. Однако, помимо увеличения штатной численности кадров, которое не является принципиальным средством разрешения противоречий между потребностями конкретной сферы деятельности и возможностями государства, имеются другие способы регулирования нагрузки и обеспечения рационализации и результативности правоохранительной деятельности. К ним следует отнести: выделение приоритетных направлений правоохранительной деятельности, реализация элементов процессуальной экономии, установление контроля за доходами, расширение системы регистрации данных о личности и т.д.
|
|
Выделение в работе главного и сосредоточение усилий именно на этом (взамен траты усилий на второстепенное) позволяет реали-зовывать главный принцип правоохранительной деятельности -Достижение основных целей уголовной политики вместо создания видимости активной деятельности, что сейчас вынуждены демонстрировать правоохранители.
В 1987 г. Комитет министров Совета Европы принял Рекомендацию относительно упрощения уголовного правосудия, в преамбуле которой говорится: «Принимая во внимание увеличение количества дел, относящихся к уголовному правосудию, в частности, тех дел, авторы которых подлежат легкому наказанию, а также проблемы, связанные с продолжительностью уголовного расследования; учитывая, что опоздание с принятием уголовных постановлений дискредитирует уголовное правосудие и препятствует нормальной работе уголовной системы; учитывая, что возможно найти средство против медлительности уголовного правосудия не только с помощью свойственных ему средств и методов их использования, но и лучшим определением приоритетов в уголовной политике» (подч.нами).
Одним из элементарных направлений реализации этого является, во-первых, отдание предпочтения работе по наиболее тяжким преступлениям, в частности, регистрация всех происшествий, но расследование только основных, как это делается за рубежом; во-вторых, отказ от траты сил на бесперспективные дела, которые не принося успеха, отнимают время от расследования перспективных. В итоге нередко не достигается результат как по бесперспективным, так и реальным для раскрытия делам. В ряде стран этот вопрос разрешается довольно просто. Например, после заявления о совершении кражи начинается работа бригады, сотрудники которой не отвлекаются на другие дела. Если после их работы в течение суток оказываются реальными перспективы раскрытия преступления, деятельность продолжается. Если дело представляется бесперспективным, необходимая розыскная информация (данные о похищенном, приметы преступников) вводится в учетно-регистрацион-ные системы, а дело сдается в архив. Таким образом, силы и средства расходуются только рационально, без попытки «объять необъятное», как это происходит у нас. Для нас это пока звучит кощунственно: как и на каких весах взвешивать или иным образом разграничивать главное и второстепенное, значительно опасное и менее угрожающее правам и интересам личности? Но без этого добиться коренного перелома в борьбе с преступностью, хотя бы су-щест венного обуздания ее невозможно.
|
|
Вот один из примеров нашего понимания «торжества справедливости» в его лишенном какой-либо целесообразности виде. Преступник, совершивший несколько разбойных нападений, осужден и отбывает наказание. В этот момент выясняется, что им совершено еще несколько аналогичных преступлений. Вновь начинается расследование с его участием и последующее судебное разбирательство. А зачем и ради чего? Для повышения показателей раскрываемости? Для наказания преступника? Но ведь мера его наказания не изменится и он лишь получит «передышку» от однообразия пребывания в местах лишения свободы. А сколько средств и усилий будет потрачено на выполнение бесполезной работы! А сколько обвиняемых будут сидеть в СИЗО в ожидании, когда освободившиеся судьи смогут заняться их делами. А сколько неразоблаченных преступников будут радоваться, что у оперативных работников и следователей не нашлось времени для их выявления. Возражения против бесполезности подобной работы обычно связаны с тем, что за нерасследованными преступлениями будут оставаться потерпевшие с их нарушенными правами и интересами. Разумеется, этот аспект важен, но практика свидетельствует о том, что не будет возмещен ущерб и тем потерпевшим, дела которых уже расследованы.
Примером разумного подхода к решению подобных ситуаций, на наш взгляд, является «сделка с правосудием» в США, когда «торг» обвинения с защитой проявляется в том, что признание виновным в одном из совершенных преступлений исключает предъявление подозреваемому обвинения в других совершенных им преступлениях по принципу: «Нам не нужно все, нам достаточно главного», в данном случае - привлечения виновного к ответственности. Новый УПК РФ сделал шаг в этом направлении, установив право обвиняемого при согласии с предъявленным обвинением ходатайствовать о постановлении приговора без судебного разбирательства (ст.314 УПК). Правда, ограничив при этом свободу судьи двумя третями максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, т.е. предусмотрев гарантированное смягчение наказания в обмен на согласие избежать долгую судебную процедуру (103, 10-11).
За необходимость выделения приоритетных (предпочтительных) направлений в борьбе с преступностью высказалось: 95,2% начальников ГО-РОВД (433 чел.), 96,1% начальников следственных отделов (102 чел.), 92,3% следователей прокуратуры (ЗПчел.) и 87,6% следователей МВД (1256 чел.)
К мерам нормативного регулирования нагрузки правоохранительных органов можно отнести установление определенной нижней границы стоимости похищенного в качестве признака и основания к возбуждению уголовного преследования. При этом имеется в виду не простое механическое сокращение количества возбуждаемых уголовных дел, а четкая дифференциация правонарушений на малозначительные и представляющие повышенную общественную опасность. Это позволит в борьбе с преступностью заниматься главным, наиболее существенным, не распыляя силы и средства. Такой подход существует в ряде стран и означает не отказ от борьбы с преступностью, а выделение в этой деятельности основного и реального для практического осуществления аспекта (104,69-70).
С вопросом о выделении приоритетов тесно связан вопрос о процессуальной экономии, т.е. поиске путей, которые без существенного увеличения сил и средств позволили бы обеспечить надлежащую эффективность деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Достижение планируемых результатов с наименьшими затратами сил, средств и времени выступает одним из целеполагающих условий человеческой деятельности. Не служит исключением в этом отношении и следственная деятельность, быстрота достижения результатов в которой является законодательным требованием, а тактика ее осуществления как средство достижения целей представляет собой совокупность наиболее целесообразных приемов и методов деятельности. Но, поскольку итогом расследования выступает решение судьбы человека, цель экономии средств и сил при проведении расследования не может ставиться безотносительно к сущности следственной деятельности.
Целесообразность и экономия в следственной деятельности подчинены не столько цели достижения результата, сколько обеспечению правомерного образа действий при установлении истины.
Но это не исключает необходимости учета и реализации общепринятого аспекта экономии сил и средств, поскольку, во-первых, рационализация деятельности есть непременное условие ее развития и совершенствования, во-вторых, резко возросшая нагрузка правоохранительных органов не позволит им без поиска и осуществления новых средств процессуальной экономии качественно разрешать все увеличивающийся объем работы. Игнорирование реальных, т.е. социально-экономических причин преступности привело к ее значительному росту, структурным изменениям.
Вопрос о рационализации приемов и средств процессуальной деятельности неоднократно поднимался на страницах юридической печати, в том числе вне связи с нагрузкой следственных органов (105,5; 106; 107,57-64). Сейчас его актуальность в значительной мере определяется фактическим отсутствием экстенсивных путей развития. Необходимо констатировать, что назрела задача обеспечить рационализацию деятельности по раскрытию и расследованию преступлений с учетом нехватки государственных ресурсов для создания условий полноценного и качественного функционирования правоохранительных органов, в том числе прежними методами. Отрицание наличия и правомерности такой постановки вопроса является не только игнорированием объективных условий и закономерностей развития общества, но и предопределяет самостоятельный поиск практикой путей выхода из создавшегося положения. При этом, указывает Л.М.Карнеева, «практика, лишенная научных рекомендаций по волнующим ее проблемам, либо сталкивается с непониманием этих проблем или ненадлежащими их решениями, противоречащими ее интересам... сама ищет выход и находит часто нелучший». Кроме того, эти пути нередко могут быть связаны с нарушеним закона.
В уголовном судопроизводстве к основным направлениям увеличения производительности труда следует отнести:
а) несовершение действий, без которых можно обойтись;
б) увеличение отдачи от тех действий, которые производятся;
в) последовательное освобождение работников высокой
квалификации от совершения действий, которые могут
быть выполнены работниками более низкой квалификации;
г) последовательная замена «универсалов» при производстве следственных и судебных действий специалистами (108,77).
В этом плане важное место принадлежит сокращению затрат времени следователей и специалистов на выполнение повторной дублирующей работы, в том числе за счет разрешения проблемы соотношения следственных действий с соответствующими им аналогами проверочных: допрос - опрос, опознание - узнавание, выемка - изъятие, экспертиза - исследование. Совпадающие по сути и содержанию, но различающиеся по форме действия нередко разграничивают не только по процессуальной значимости, но и по сложности осуществления (109,5). Что, во-первых, неправильно по существу, ибо сложность или простота действий определяются их характером и обстоятельствами осуществления, а не процессуальной формой; во-вторых, может порождать формальность и недобросовестность подхода к проведению непроцессуальных действий как со стороны выполняющих, так и со стороны привлекаемых к участию, т.е. отношения к ним как к «второстепенным мероприятиям» (104,79). В.Е.Коновалова правильно отметила: «экономия процессуальных средств требует ограничить получение однотипной (подч.нами) доказательственной информации, объем которой может убедить следователя в ее полноценности» (110,27).
Нужно тратить усилия на сбор недостающей информации, а также в целях проверки той> что представляется недостоверной, вместо затрат на подтверждение того, что само по себе не вызывает сомнений.
«Термин «экономия» означает не ограничение процессуальных средств, а разумную избирательность их использования, дающую возможность наиболее эффективно организовать работу следователя» (110,27). К «перерасходу процессуальных средств» В.Е.Коновалова относит назначение экспертиз, когда решение вопроса не требует использования специальных познаний; обращение к иным источникам информации, когда достаточные данные получены из какого-либо другого.
Как уже отмечалось, основным потребителем рабочего времени следователя является допрос. И это вполне естественно, но дело в том, что весьма часто допросу потерпевших, свидетелей и подоз-
реваемых (прежде всего на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела) предшествует их опрос оперативными работника-ми с последующим допросом следователем. Несомненно, в отдельных случаях данные опроса могут быть недостаточными для разрешения вопросов расследования. Однако сопоставление текстов объяснений и протоколов допросов одних и тех же лиц показывает, что в подавляющем большинстве они не только содержательно, но и фразеологически совпадают, т.е. следователи просто переписывают сообщение при опросе на бланк протокола допроса, иными словами, повторяют ранее выполненную работу.
Освобождение следователя от такой «работы» предоставило бы большой резерв времени для выполнения им дополнительных необходимых для раскрытия и расследования преступлений мероприятий. Поэтому целесообразно (и, на наш взгляд, правомерно) не производить допрос тех лиц, которые ранее дали необходимые и достаточные объяснения. В связи с этим ставится вопрос о придании объяснениям статуса протокола допроса (111,27; 112,206). Тем более, что действующий УПК Украины в ст. 97 и проект нового УПК Украины в ст. 170, ч.4 предусматривают возможность получения объяснений для проверки заявлений и сообщений о преступлениях (113,45).
М.М.Михеенко предлагал отнести объяснения граждан и должностных лиц к процессуальным источникам получения доказательств (114,113). Такое решение законодателя Украины не только способствовало бы процессуальной экономии, но и повысило бы ответственность граждан при сообщении информации сотрудникам правоохранительных органов, выпоняющим свои служебные функции, а, следовательно, - повышение престижа правоохранительных органов в глазах населения. Последнему способствовало бы и то, что значительно сократились бы повторные вызовы на допрос (гражданин не видит разницы между допросом и дачей объяснений: для него в обоих случаях это беспокойство и трата времени), которые не обусловлены потребностью дела, а связаны с сущностью формы. В.И.Басков, говоря об этом, отмечает: «Мы выступаем вовсе не за упрощенчество в процессе уголовного судопроизводства. Но мы против ненужных вызовов свидетелей, против
таких повторных допросов, которые ничего существенного по делу дать не могут» (115,76).
Об определенной алогичности позиции законодателя и отдельных авторов свидетельствует то, что при протокольной форме досудебной подготовки материалов, т.е. получении данных, на основе которых суд будет решать дело по существу, объяснения допустимы и достаточны, а полученные в стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела оцениваются как недопустимые. В чем же их разница в одном и другом случае? Ведь они просто документы, которые несут информацию и могут быть оценены следователем и судом, а в случае необходимости проверены.
Если законодатель «не отважится» на придание объяснениям статуса протокола допроса, то «переход» объяснений в процессуальную форму протокола можно было бы осуществлять посредством отметки на объяснении типа «Свидетель..., предупрежденный об ответственности за дачу ложных показаний, подтвердил правильность сообщенных им данных», что позволит следователю экономить значительное время на «составлении бумаг». А пока практика нашла обходной маневр: оперативный работник получает объяснения от гражданина на бланке протокола допроса без указания даты, а следователь в последующем «дооформляет этот протокол допроса». Поэтому реализация предложения о придании объяснениям статуса протокола допроса обеспечит не только экономию времени на расследование, но и сократит «поиски обходных путей закона». «Чтобы изжить нарушения закона в уголовном судопроизводстве, нужно сделать так, чтобы законопослушное поведение было выгодным, а нарушение закона - нет» (104,81).
Здесь есть много общего с постановкой вопроса о разрешении производства экспертиз до возбуждения уголовного дела, поскольку достаточно часто проведение исследования необходимо для решения вопроса о наличии признаков преступления и возбуждения уголовного дела /установление тяжести телесных повреждений, определение состава обнаруженного вещества и т.п./. Сейчас, в тех случаях, когда без помощи специалиста для решения конкретных вопросов обойтись невозможно, органы дознания назначают так называемое «предварительное исследование» (а по сути своей экс-
пертизу) и после возбуждения уголовного дела выносят постановление о назначении экспертизы, т.е. вынуждают того же или иного эксперта повторить уже выполненную работу, поскольку методы исследований и специалисты одни и те же, только разное бумажное оформление.
В качестве одной из основных причин неполноценного использования экспертиз в расследовании все категории опрошенных нами практических работников отметили длительность сроков производства экспертиз. По нормативам МВД Украины (Приказ МВД Украины № 140 от 9 марта 1992г. «Об утверждении «Положения о деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел») эксперт должен выполнять за год около 100 простых по сложности экспертиз. А эксперт полицейского ведомства США проводит за год около тысячи экспертиз. Такая разница определяется тем, что, во-первых, там эксперт работает с помощником (техническое обслуживание), а во-вторых, тем, что наш эксперт основное время тратит на оформление результатов проведенного исследования, а американский - практически только на собственно исследование и изложение выводов (в случае необходимости он приглашается в суд для разъяснений по сути проведенной экспертизы). Очевидно, и у нас есть возможность, если не вообще устранить «бюрократию оформления заключений» (которые практически никто не читает, может быть кроме адвокатов), то значительно ее сократить, чтобы эксперты активнее и полноценнее участвовали в обеспечении реального использования научно-технических достижений в расследовании, а не тратили драгоценное время на размножение бумаг. Кстати, роль и значение специалистов в решении задач уголовного судопроизводства существенно бы возросли, если бы их чаще привлекали в суд для разъяснения результатов и методики проведенных ими экспертиз, поскольку одно дело составить отвлеченное заключение и совсем другое - в присутствии большой аудитории и специалистов доложить и обосновать свои выводы.
Вопрос о возможности назначения экспертиз до возбуждения уголовного дела (и в первую очередь для обеспечения объективного решения вопроса о его возбуждении) давно дискутируется в
юридической литературе. И, как всегда, имеются его сторонники (116,176; 117,101) и противники (118,Ш; 119,32).
Следует отметить, что уже имеются примеры решения этого вопроса. Так, согласно УПК Республики Узбекистан (1994, ст. 180) «в необходимых случаях экспертиза может быть назначена и до возбуждения уголовного дела», а также «не допускается замена экспертизы исследованиями, проводимыми вне установленного настоящим кодексом порядка» (ст. 172).
Более определенно по данному вопросу записано в УПК Республики Казахстан 1997года. В соответствии со статьей 242 УПК установлено, что «в случаях, когда принятие решения о возбуждении уголовного дела невозможно без производства экспертизы, она может быть назначена до возбуждения уголовного дела». И дальше в этой же норме: «Наличие в деле актов ревизии, проверок, заключений ведомственных инспекций, а также официальных документов, составленных по результатам исследований, проводимых специалистами в ходе процессуальных действий, не исключает возможности назначения судебной экспертизы по тем же вопросам».
Данное решение вопроса представляется правильным, рациональным и возможным к принятию нашим законодателем, особенно, если при этом в УПК будет введена норма, закрепляющая положение о том, что на стадии возбуждения уголовного дела «допускается производство следственных действий, не связанных с реальным применением мер процессуального принуждения» (104,117). Это снимет многие спорные вопросы по данной проблеме и существенно упростит процедуру расследования без ущемления прав граждан. Если законодатель не согласится с этим, то с прежней силой будет стоять проблема излишних нерациональных затрат времени и средств на проведение допроса, экспертиз и других мероприятий. В литературе приводятся такие данные о «проценте пов-торности» различных видов экспертиз по баллистическим исследованиям - 45 %, по исследованию наркотических веществ - 38% (120,15).
Отсутствие права на производство экспертиз в стадии возбуждения уголовных дел в уголовном процессе Украины приводит, в частности, к тому, что суд, получив материалы протокольной про-
верки по фактам незаконного ношения, изготовления и сбыта оружия со справкой об исследовании, вынужден возбудить уголовное дело, назначить его к слушанию, провести судебное заседание для вынесения постановления о назначении экспертизы, а затем приостановить производство по делу и ждать заключения эксперта (121,27). Алогизм ситуации вряд ли нуждается в особом комментировании.
Статьей 6 законаУкраины «Об адвокатуре» защитнику предоставлено право получать письменные выводы специалиста по вопросам, требующим специальных познаний (122,413). В связи с этим возникает вопрос: что это такое - экспертное заключение или просто мнение специалиста? Каково их - письменных выводов -доказательственное значение? Они могут непосредственно использоваться в качестве источника доказательств или опять будет требоваться назначение экспертизы для решения уже решенных вопросов?
Мы разделяем точку зрения (и считаем, что это должен установить законодатель) о том, что при наличии и известности источника данных не требуется его «дополнительная обработка», поскольку суд - единственный орган, решающий дело по существу - может в случае необходимости обратиться к любому источнику данных для проверки их достоверности. «Следствие, - отмечал Н.Н.Сперанский, - не является судом, а лишь основание для него» (123,98).
По данным нашего опроса 82,6 % следователей прокуратуры и 78,6% следователей МВД высказались за придание объяснениям граждан статуса протокола допроса, а 94,9 и 95,5% поддержали идею разрешения производства экспертиз до возбуждения уголовного дела.
Преступник стал значительно осведомленней и им (особенно профессионалами) принимаются разносторонние и умелые действия по неоставлению следов своей преступной деятельности, их сокрытию, маскировке и фальсификации. Следовательно, для выявления преступников и их изобличения необходимо не только увеличение потенциала научно-технических средств и методов обнаружения и фиксации доказательственной информации, но и совершенствование организационных аспектов ее получения. Это, в час-
тности, расширение организационных возможностей использования регистрационно-учетных данных; организация сводного учета данных о личности на основе сосредоточения сведений из всех видов учета, имеющихся в государстве; введение особых форм контроля за поведением и деятельностью лица и т.п.
Еще большие возможности для индивидуализации личности предоставляет генная регистрация. Мы пока от этого далеки материально-технически и в плане определения правовых основ такого учета, а в Германии уже осуществляется генный учет регистрируемых преступников, что следует оценить как серьезное достижение в совершенствовании средств и методов борьбы с преступностью.
Необходимо также расширение форм государственного контроля за действиями и операциями, которые могут иметь связь с криминалом. Например, в США, где охране прав граждан уделяется особое внимание, где из доказательств преступления самые надежные улики исключаются даже потому, что полицейский допустил «технический промах», фиксация ФБР электронных переводов денег на сумму свыше 10 тысяч долларов не связывается с вторжением в личную жизнь. В Японии установлена регламентированная законом регистрация лиц, в отношении которых выдвинуты обвинения в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт такой регистрации обычно доводится до сведения общественности и является правовым основанием для установления контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов и применения к нему ряда ограничений, призванных препятствовать совершению правонарушений, легализации и расходованию средств, добытых преступным путем (124).