Глава I. Федеральное нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере ЖКХ

Нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере ЖКХ на федеральном уровне включает в себя следующие правовые источники:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные законы;

3. Жилищный Кодекс РФ;

4. Подзаконные акты.

1) Конституция России является правовой основой жилищного законодательства: нормы, содержащиеся в основном законе страны, определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения.

Конституция относит жилищное законодательство к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72): «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся …жилищное… законодательство».

Нужно отметить, что, к примеру, гражданское законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Особое место в жилищном законодательстве стали занимать международно-правовые акты после того, как Конституция определила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15). В Конституцию вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.

Конституционные нормы о жилищных правах, в свою очередь, стали основой для разработки других нормативных актов по жилищному праву.

2) Федеральный закон - федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Сферу ЖКХ регулирует целый ряд ФЗ по различным вопросам ее деятельности.

В Российской Федерации сегодня действует несколько сот нормативных правовых актов органов исполнительной власти, регулирующих деятельность ЖКХ. На долю федерального законодательства приходится около 30 законов.

а) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому признаются утратившими силу указы и постановления, изданные ранее и вводится новое нормативно-правовое регулирование на основе общепринятого кодекса, учитывающего современные реалии российского общества.

б) Федеральный закон от 06 мая 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» 52-ФЗ акцентирует внимание на предоставлении льгот некоторым категориям граждан. Кроме того, существует целый ряд законов, связанных с мерами социальной поддержки некоторых категорий граждан. Это:

- Закон РФ от 15 января 1993 г. 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
- Закон РФ от 18 октября 1991 г. 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

- Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10 января 1996 г. 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 12 января 1995 г. 5-ФЗ «О ветеранах (глава 2. Социальная защита ветеранов)»;

- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих и др.»

- Федеральный закон от 20 июня 1996 г. 81-ФЗ «О государственном регулировании добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;

- Федеральный закон от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

- Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (225383-4) предусмотрено осуществление дополнительных мер по социальной защите населения. В частности, п.2 ст. 26.3 дополнен подпунктом 5.1. следующего содержания: «создание условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий».
Статья 26.5 данного ФЗ дополнена положением о том, что «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной адресной поддержки отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом установлено, что «Финансирование осуществления полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета».
в) Наиважнейшим для потребителя жилищно-коммунальных услуг является Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. 210-ФЗ (изм. 01.04.2013 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», которым определяется порядок установления:

- тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, периоды действия тарифов и надбавки, досрочный пересмотр;

- надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
Данный закон определяет полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок:

1) утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса:

- определяют метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

- устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

- согласовывают производственные и дают заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;

- устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

- публикуют информацию о тарифах на услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций;

- осуществляют мониторинг выполнения производственных программ, а также мониторинг показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов;

- привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

- принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса и т.д.;

Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования. Они могут:

- утверждать (см. текст в предыдущей редакции)

инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов,

- устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливать систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса,

- утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов,

- рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов,

- устанавливают надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования,

- (см. текст в предыдущей редакции)

публикуют информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ,

- участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, заключают с организациями коммунального комплекса договоры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, в целях развития объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, (см. текст в предыдущей редакции)

осуществляют мониторинг выполнения инвестиционных программ; принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса,

- запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе информацию по вопросам применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате, определяемом органом регулирования муниципального образования и др.

Таким образом, правительство законодательно закрепило свое право в формировании основ ценообразования платы за жилье и коммунальные услуги. Оно оговорило, что субъекты РФ не могут устанавливать цены ниже федерального стандарта, разрешая тем самым устанавливать свои нормы, превышающие федеральный стандарт. (см. текст в предыдущей редакции)

г) Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» был создан Фонд реформирования ЖКХ для решения проблем ветхого и аварийного жилья. Создание Фонда предусматривало в виде государственной корпорации, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются названным законом, а также Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций. В целями Фонда стали:

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

- стимулирование реформирования жилищно-коммунального комплекса;

- формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом;

- внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

«Первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в бюджет Фонда за счет дополнительных доходов государства составил 240 млрд руб. В 2010 году дополнительно было выделено еще 15 млрд рублей[2]». Фонд завершает свою деятельность в 2013 году.

д) целый ряд федеральных законов связан с поставкой коммунальных услуг.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплату в части, не урегулированной другими федеральными законами. Закон вступил в силу 1 января 2013 года.

Под водоснабжением в статье 2 данного закона понимается «водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирует отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии и теплоносителя, а также устанавливает исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения.

В законе фиксируется, что в качестве теплоснабжающей организации выступает лицо, имеющее в собственности (на ином основании) источники энергии или тепловые сети, а количество реализуемой тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов, установленных собственниками источников или установок.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: