С 1970 года моя жизнь тесно связана с рекламой. Знакомство с учебниками по рекламе привело к определенному выводу: все они похожи по форме и содержанию. Такое впечатление, будто авторы переписывали друг у друга все или частично. Однако на те вопросы, которые у меня возникали, ответа не было. Реклама, как и любая другая информационная система, никогда не стоит на месте. Она меняется вместе с жизнью. Основные же изменения происходят в области технологии производства рекламного объявления. А вот в главном — разработке идеи и визуально-образной составляющей к вербальной части рекламного объявления — ничего не изменилось. И неизвестно, когда изменится. Человек со своими эмоциями — одна из самых консервативных систем как в общественной жизни, так и в личной. Если же рассматривать процессы производства и потребления, то все очень просто: производитель хочет продать свой товар и получить прибыль, чтобы жить дальше. Следовательно, последовательность осталась прежней: жизнь — деньги — производство товара — реклама — интерес покупателя к товару — продажа — деньги — покупка оборудования и материалов для дальнейшего производства — жизнь. Круг замкнулся. Отсутствие звена «реклама» разрывает круг. Но реклама рекламе рознь. Ее стало так много и она так неинтересна, что превратилась в назойливую муху и порой сама разрывает эту цепь. В массе своей реклама не несет ни идей, ни изобразительных решений. Вот почему в этой книге я решил, не вмешиваясь в художественные воззрения авторов, систематизировать возможные изобразительные приемы, с помощью которых авторы могут реализовать свои замыслы. Настоящая книга не навязывает мое видение мира в искусстве рекламы, и тем более в изобразительном искусстве. В ней показаны объективные художественные элементы, с помощью которых можно успешно реализовать любой замысел. Лишь бы замысел был! Мне бы очень хотелось, чтобы в тех случаях, когда к художнику не приходят идеи или у него болит голова, а заказчик требует выполнения сроков договора, — он мог бы заглянуть в эту книгу и выбрать подходящие приемы для достойного решения поставленной задачи.
Великая благодарность помогавшим в работе: художнику Станиславу Попову, кинооператору и режиссеру Виктору Эпштейну, строителю Юрию Герману, моей доброжелательной и терпеливой наставнице в области компьютерной техники — специалисту по прикладной математике Елене Овсянкиной, проректору МГУКИ Вячеславу Дуликову, кандидату технических наук Николаю Родионову, журналисту и ведущему музыкальных программ на радио «Эхо Москвы» Борису Алексееву, инженеру и теперь художнику рекламы Константину Малышеву, коллективу редакции, ответственно и доброжелательно отнесшемуся к подготовке этой книги, филологу и редактору Елене Елочкиной, моим студентам, коллегам и близким.
Александр Дегтярев