1. Оформление приказов и распоряжений.
2. Оформление протоколов.
3. Оформление докладных и объяснительных записок, справок.
4. Служебные письма: порядок составления и оформления
1. Приказ - документ, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоличного принятия решений, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией.
Приказы оформляются на бланке приказа либо на общем бланке организации. Обязательные реквизиты: наименование организации (с указанием подчиненности, если имеется ведомство), название вида документа (ПРИКАЗ), дата, номер документа, место издания, заголовок к тексту, подпись, визы. Требования к заголовку: четкость, краткость, выражение содержания документа. Визы проставляются:
· на проекте приказа до его представления на подпись;
· всеми заинтересованными лицами, преимущественно руководителями структурных подразделений;
· на первом экземпляре приказа в нижней части последнего листа документа или на обороте последнего листа.
|
|
При наличии приложений в соответствующих пунктах распорядительной части приказа даются ссылки: (приложение 1); (приложение 2). На первом листе приложения в правом верхнем углу указывается, к какому приказу (пункту приказа) относится приложение (Приложение 2 к п.З приказа от 22.08.2008 № 136).
Если приказом утверждается документ, то в соответствующем пункте приказа делается отметка: (прилагается), а на первом листе прилагаемого документа в правом верхнем углу размещается гриф утверждения. Приложение к приказу, как правило, визирует исполнитель, подготовивший его, или руководитель структурного подразделения.
Подлинник приказа подписывает руководитель организации или, в его отсутствие, специально уполномоченное лицо.
Распоряжение - документ, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоличного принятия решений, а также коллегиальным органом управления в целях разрешения оперативных вопросов. Распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций и должностных лиц.
Порядок оформления распоряжений идентичен порядку оформления приказов. Различие: в распоряжении не используется ключевое слово (ПРИКАЗЫВАЮ), разделяющее вводную и распорядительную части.
2. Протокол - документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, заседаниях, совещаниях, конференциях, деловых встречах.
Протоколы оформляются на бланке протокола либо на общем бланке организации. Части протокола: вводная и основная. Состав вводной части: фамилии председателя и секретаря заседания, фамилии или общее количество участников заседания и приглашенных лиц (если участников много, рядом с указанием их количества делается отметка - «Список участников прилагается»), повестка дня.
|
|
В случае, если присутствующих не более 15 человек, их фамилии указываются в алфавитном порядке с указанием места работы и занимаемой должности. При большом количестве присутствующих составляется отдельный список, прилагаемый к протоколу.
В повестке дня вопросы располагаются но степени их важности и в порядке обсуждения. Вопросы формулируются в именительном падеже без предлогов «о», «об».
Состав основной части протокола (строится в соответствии с вопросами повестки дня): разделы «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ» («РЕШИЛИ»).
В полной форме протокола в разделе «СЛУШАЛИ» указываются фамилия и инициалы выступающего (докладчика), содержание его выступления (доклада, информации, отчета). В кратком протоколе - фамилия выступающего и тема его выступления. Вместо записи больших по объему выступлений допускается прилагать к протоколу их текст. В этом случае делается запись: (текст доклада прилагается).
В разделе «ВЫСТУПИЛИ» в полной форме протокола фиксируются выступления участников заседания, включая вопросы к ним.
В разделе «ПОСТАНОВИЛИ» («РЕШИЛИ») записывается принятое решение. Постановляющую часть целесообразно делить на пункты.
Протокол подписывается председателем и секретарем заседания. Дата протокола - дата протоколируемого заседания.
3. Докладная записка - документ, адресованный руководителю организации (данной или вышестоящей), содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.
Докладные записки, адресованные руководителю вышестоящей организации, оформляются на общем бланке организации; внутренние докладные записки - на стандартном листе бумаги. Обязательные реквизиты: наименование организации или структурного подразделения, наименование вида документа, дата и номер, место составления (для внешней докладной записки), заголовок к тексту, подпись.
Смысловые части докладной записки:
· изложение фактов и событий, причин, послуживших поводом для составления документа;
· анализ сложившейся ситуации;
· выводы и предложения о конкретных действиях, которые, по мнению автора документа, необходимо предпринять руководителю организации в связи с изложенными фактами.
Докладная записка подписывается составителем или руководителем структурного подразделения. Внешняя докладная записка подписывается руководителем организации. Дата докладной записки - дата ее составления и подписания.
Объяснительная записка - документ, составляемый для пояснения отдельных положений выполненной работы (проекта, отчета, разработки). Отличие от докладной записки: не содержит выводов и предложений.
Объяснительные записки оформляются на стандартном листе бумаги.
Смысловые части:
· факты, послужившие поводом к составлению документа;
· причины, объясняющие сложившуюся ситуацию.
Справка - документ, содержащий описание и подтверждение фактов и событий. Справки оформляются на стандартном листе бумаги с указанием всех необходимых реквизитов (справки, адресованные руководителю вышестоящей организации - на общем бланке организации).
Основные реквизиты: название организации или структурного подразделения, название вида документа, дата и номер документа, заголовок к тексту, адресат, отметка о наличии приложений, подпись.
Смысловые части справки:
· изложение фактов, послуживших основанием или поводом для составления документа;
· конкретные сведения, отражающие существо вопроса.
Если справка содержит сведения по нескольким вопросам, то текст ее состоит из разделов. Допускается представлять текст в виде таблицы. Справка подписывается составителем или руководителем структурного подразделения. Справка, адресованная в другие организации, подписывается руководителем организации-составителя. При наличии в справке сведений финансового характера она подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью.
|
|
4. Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности.
Письма составляются на специальных бланках формата А4 или А5. Обязательные реквизиты: наименование организации-автора, ее почтовые реквизиты, дата, номер документа, ссылка на дату и номер входящего документа, адресат, заголовок к тексту, подпись, отметка об исполнителе; в сопроводительных письмах - отметка о наличии приложений.
Примерные смысловые части служебного письма:
· вступление- причина возникновения вопроса или его краткая история; ссылка на документ, послуживший поводом для составления письма;
· основная часть(доказательство) - изложение существа вопроса, приведение доказательств или опровержений;
· заключение- формулировка основной цели письма.
Ограничения: не рекомендуется в одном письме рассматривать два и более различных вопросов; объем письма не должен превышать двух страниц.
Письма визируются (на втором экземпляре) и подписываются руководителем организации или его заместителем, а также, в случае необходимости, руководителем соответствующего структурного подразделения. Письмо должно иметь отметку об исполнителе, проставляемую в нижней части листа под реквизитом «подпись». Дата письма - дата его подписания.
Подробнее см.: 1,5.