1. Понятия «реквизит» и «формуляр документа»
2. Обязательные реквизиты управленческих документов
3. Подлинники и копии управленческих документов
1. Реквизит документа - обязательный элемент оформления официального документа. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст) установил состав реквизитов документов (всего 30).
Схемы расположения реквизитов документа - модель построения документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки иосновные реквизиты. Схемы расположения реквизитов играницы зон на формате А4 углового и продольного бланков предусмотрены ГОСТ Р 6.30-2003 (см.: Приложение А (Справочное), рис. А1 и А2).
Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности, называется формуляром документа. Реквизиты могут быть постоянными и переменными, обязательными и дополнительными. Постоянная часть реквизита документа - это его неизменяемая часть, предусматриваемая при изготовлении бланка документа. Переменная часть реквизита документа - это его изменяемая часть, вносимая в бланк документа при его заполнении. Обязательные реквизиты предназначены для изготовления бланков документов и оформления документов независимо от их видов и установлены стандартами. К обязательным реквизитам прежде всего относятся постоянные реквизиты. Дополнительные реквизиты устанавливаются в соответствии с решаемыми в конкретной сфере задачами.
|
|
Бланк документа - набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа. Установлены два стандартных формата бланков документов - А4 (210 x 297 мм) и А5 (248 x 210 мм). Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.
Бланки допускается изготавливать типографским способом, с помощью средств оперативной полиграфии или распечатывать с помощью компьютера непосредственно при составлении конкретного документа. Бланки организаций с изображением Государственного герба Российской Федерации или гербов субъектов Российской Федерации изготавливаются по особому порядку, определенному стандартом (см.: ГОСТ Р 6.30-2003, п.4).
Виды бланков организации, ее структурного подразделения, должностного лица:
· общий бланк;
· бланк письма;
· бланк конкретного вида документа (кроме письма).
Общий бланк используется для составления любых видов документов, кроме письма. Бланк письма содержит адресные данные организации, ряд обязательных реквизитов, ограничительные отметки.
|
|
Бланки документов могут иметь продольное или угловое расположение реквизитов. При продольном расположении реквизиты на бланке документа располагаются по центру вдоль верхней части листа. Угловое расположение реквизитов более удобно и экономично, наиболее рационально для писем и тех документов, которые требуют резолюции или утверждения.
Реквизиты и ограничительные отметки для реквизитов в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов:
· центрированным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов);
· флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).
2. В состав реквизитов управленческих документов входят:
· Государственный герб Российской Федерации;
· герб субъекта Российской Федерации;
· эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
· код организации;
· основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
· идентификационный номер налогоплательщика/ код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
· код формы документа;
· наименование организации;
· справочные данные об организации;
· наименование вида документа;
· дата документа;
· регистрационный номер документа;
· ссылка на регистрационный номер и дату документа;
· место составления или издания документа;
· адресат;
· гриф утверждения документа;
· резолюция;
· заголовок к тексту;
· отметка о контроле;
· текст документа;
· отметка о наличии приложения;
· подпись;
· гриф согласования документа;
· визы согласования документа;
· оттиск печати;
· отметка о заверении копии;
· — отметка об исполнителе;
· отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
· отметка о поступлении документа в организацию;
· идентификатор электронной копии документа.
Государственный герб Российской Федерации – реквизит, размещаемый на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 52, часть I, ст.5021).
Герб субъекта Российской Федерации – реквизит, помещаемый на бланках документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания) – реквизит, помещаемый на бланках организаций в соответствии с утвержденным уставом (положением об организации).
Код организации – реквизит, проставляемый по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица проставляется в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.
Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) – реквизит, проставляемый в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.
Код формы документа проставляют по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).
Наименование вида документа - один из важнейших реквизитов, проставляемый на всех документах за исключениям писем и факсов. Печатается прописными буквами, например: ПРИКАЗ, РАСПОРЯЖЕНИЕ, АКТ.
Дата документа - реквизит, содержащий указанное на документе время его создания или подписания, утверждения, принятия, согласования, опубликования. Российский стандарт -23.02.2008.; международный стандарт- 2008.02..23.; в нормативных и финансовых документах -23 февраля 2008 г.
Регистрационный индекс (номер) документа - цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваемое документу при его регистрации.
|
|
Гриф ограничения доступа к документу (секретно, конфиденциально и др.) проставляется без кавычек на первом листе документа.
Гриф утверждения - реквизит официального документа, придающий нормативный или правовой характер его содержанию.
Гриф согласования - реквизит официального документа, выражающий согласие учреждения или его органа, не являющегося автором документа, с его содержанием. Резолюция - реквизит, состоящий из надписи на документе, проставленной должностным лицом и содержащей принятое им решение.
Заголовок документа - реквизит, кратко излагающий содержание документа, согласуется с наименованием документа, должен быть максимально кратким и точным («О приеме на работу»).
Подпись - реквизит, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица. Состав реквизита: наименование должности лица, подписавшего документ; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
В документах, составленных комиссией, указывают не должности лиц, а их обязанности в составе комиссии.
Виза - реквизит, выражающий согласие или несогласие должностного лица с содержанием документа. Иначе именуется внутренним согласованием.
Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами.
3. Подлинник (оригинал) документа - первый или единичный экземпляр официального документа. Это понятие следует отличать от понятия «подлинный документ», т.е. документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения. Подлинность традиционных документов подтверждается их реквизитами, однако набор реквизитов может быть различен. Иногда для установления подлинности документа достаточно одной подписи. Для подлинника официального документа необходим набор установленных обязательных реквизитов.
|
|
Проблема придания электронному документу статуса подлинника связана с обеспечением таких его важных свойств, как общепонятность, наличие требуемого набора реквизитов, целостность (т.е. невозможность изменения после создания), возможность идентификации авторства и т.д. Сообщениям, передаваемым через Интернет, статус подлинника документа обычно придается с помощью гражданской и финансовой криптографии. Основной используемый прием (подход «функциональной эквивалентности») - наложение на сообщение электронной цифровой подписи (ЭЦП) - данных, передаваемых вместе с текстом сообщения (их получают с помощью определенных алгебраических преобразований над этим текстом) и так называемым «закрытым ключом» отправителя, известным только ему.
В Российской Федерации действует закон об электронной цифровой подписи, реальная сила которого фактически сведена на нет. Как оказалось, хакеры с легкостью взламывают самые совершенные электронные коды, поэтому проблема защиты подлинности документа в Интернете остается не решенной.
Копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Заверенная копия - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Дублетный документ - один из экземпляров копии документа.
Часто в управленческой и иной деятельности приходится повторно воспроизводить подлинник документа. Такой повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу, принято именовать дубликатом документа.
Подробнее см.: 1, 4, 5.