Французская социологическая школа о п.о

Дюркгейм – основатель современной социологии. Не мог обойти проблемы социальной организации п.о. Для нас более важна его методология. Впервые заметил, что социальная реальность – особый вид отношений. Общество – особая реальность, которая складывается в процессе взаимодействия индивидов. Социальные факты – отношения, установки, способы, мышление, которые формируются в обществе и навязываются человеку. Религия, мораль, этика не присущи человеку изначально. Это общество в процессе социализации навязывает их (иногда непроизвольно, иногда насильственно). Коллективные представления – мифология, религия, этика. Как и социальные факты, коллективные представления формируют систему поведения человека, которая удобна и присуща данному обществу. Сам Дюркгейм занимался тотемизмом. Человечество на определенном этапе своего развития верит в родство с прародителем-тотемом животным. Дюркгейм опровергает и Моргана и Фрейзера. Религия не является выдуманной системой. Это калька с системы социальной. Религия не интеллектуальная идея. Это социальные отношения, которые были переосмыслены по-другому первобытным человеком.

Идеи Дюркгейма вошли в науку благодаря его соратнику Леви-Брюлю, хоты он начинал не в лоне идей Дюркгейма. Его жизнь перевернули 2 книги: Сыма-Цяня и Фрейзера. Его занимали проблемы первобытного мышления и религии. Его убедила идея Дюркгейма. Пишет несколько книг, посвященных идеям первобытного сознания. Говорит о том, что эволюционисты заблуждались, так как мыслительные процессы дикаря отличались от мыслительных процессов современного человека («первобытное мышление»). Существует 2 способа мышления: характерный для цивилизованного человека и примитивный (дологическое мышление). Дикарь мыслит другими категориями. Объективных законов логики для него не существует. 1.Дикарь мистик, иллюзорность является такой же реальностью. 2. Мысль неотделима от эмоций. Именно эмоции определяют поведение человека. 3. Опыт для первобытного человека не имеет никакого значения. Воспринимает сновидения, мифическую реальность за действительно происходящее. Для первобытного человека характерны свои особые законы: закон сопричастия или партиципации (Человек одновременно может человеком и попугаем, но это не означает, что человек потомок попугая. Если существует реальные человек, то необходимо серьезное отношение к его тени, имени).

Критика:

1. если первобытный человек не вел бы себя согласно логике, то долго не прожил бы

2. Что значит дологическое поведение? Если человек верит, что между животным и его изображение существует связь, то чертить его изображение и поражать копьем вполне логично.

3. Современный религиозный человек тоже тогда выглядит вполне нелогичным.

Билет №13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: