З. Фрейд о первобытности, теория «архетипов» К.Г. Юнга

З. Фрейд на основе лечебной практики создает особую методологию познания ментальности и мышления. Фрейд обращался к подсознанию современного человека. Пришел к выводу, что человеческое сознание представляет собой пирамиду, вершина которой Я, а фундамент ОНО (подсознание). Либидо – половое влечение, инстинкты. Стихия подсознательного живет в каждом человеке, но появляется по разному. Фрейд проводил не археологические раскопки, а раскопки человеческого сознания. Его интересовали вопросы: возникновение общества, экзогамии, религии (тотемизма). «Тотем и табу» (психология первобытных культуры и религии). Ключевое понятие – понятие эдипова комплекса. Миф об Эдипе – универсальный, бродячий миф. Так как этот миф присущ всем народам мира, то отражает реалии первобытного общества. Циклопическая семья = патриарх+сын+жены. Когда-то существовала форма семьи, состоящая из наиболее опытного и сильного самца – прародитель. С ним существовало несколько его жен и сыновей. Сыновья испытывали влечение к женам отца. Чтобы удовлетворить свои половые потребности с матерями, однажды договорились и убили отца. После удовлетворения инстинктов их обуял ужас. Поэтому, чтобы впредь подобное не повторялось, вводят табу на убийство отца (который ассоциировался с животным, тотемом), на половые отношения с членами собственного рода (закон экзогамии). Из раскаяния зарождается и религия и основа социального устройства.

К. Юнг усложняет представления Фрейда, вводит категории не только подсознательного, но и более древнюю коллективного бессознательного (архетипы). Архетипы – наследие первобытной природы человека. Человеческое сознание – это знание. Верхний этаж – собственно наше сознание (сложилось в 19-20 вв.). 1 этаж хранит пережитки человеческого сознания. 1 этаж стоит на фундаменте – врожденные формы поведения (архетипы). Единственный способ познать архетипы – изучить мифологию. Человек живет и не подозревает, что его «дом покоится на костях доисторических животных». В экстремальных ситуациях эти архетипы, коллективное бессознательное, инстинкты выходят на свет. Концепция архетипов повлияла на характер изучения п.о. Природа п. сексуальности иная. П. человек не рассматривал эту сферу как что-то интимное и закрытое. П. человек не был гиперсексуальным. Он вкладывал во все это идею плодородия. Через сексуальные отношения рассматривал все в мире (мужское и женское начало).

Вопрос №12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: