Уровни усвоения учебного материала

Блок III

Уровни усвоения учебного материала.

Таксономия педагогических целей Б. Блума

Уровни усвоения учебного материала

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения. Уровневый системный подход описания достижений учащихся позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Рассмотрим группу педагогических целей, выделяемую зарубежными и отечественными специалистами [7].

Таблица I

Группы педагогических целей

Б. Блум, Д. Кратволь О.Е. Лебедев И. Я. Лернер
Когнитивная, познавательная область Развитие знаний Знания о природе, обществе, технике, человеке
Психомоторная область Развитие умений и навыков Опыт осуществления способов деятельности
Активная эмоционально-ценностная область Развитие системы отношений Эмоционально-чувственный опыт

К первой области относят различные уровни усвоения знаний, ко второй - умения (усвоенные способы деятельности) в разной степени самостоятельности их выполнения, а к третьей – отношения, интересы, склонности.

Например, в классификации, предложенной В. И. Тесленко, выделяются следующие этапы усвоения знаний:

1. информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации.

2. репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.

3. базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.

4. повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы к условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.

5. творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.

При планировании результатов обучения учеными выделяются уровни усвоения учебного материала:

Нулевой уровень - это такой уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал. Условно деятельность учащегося на «нулевом» уровне называют Пониманием.

Первый уровень - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. Условно деятельность первого уровня называют Опознанием, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-знакомства.

Второй уровень - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу). Деятельность второго уровня условно называют Воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-копии.

Третий уровень - это такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. Деятельность третьего уровня условно называют Применением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-умения.

Четвертый уровень - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).

В таблице II представлены уровни усвоения учебного материала в трактовке ведущих отечественных специалистов.

Таблица II

Уровни усвоения учебного материала

В.П. Симонов В.П. Беспалько В.Н. Максимова М.Н. Скаткин О.Е. Лебедев В.И. Тесленко
Различение Ученический (узнавание) Узнавание Воспроизведение понятия Информированность Информационный
Запоминание Алгоритмический (решение типовых задач) Запоминание Узнавание понятия Функциональная грамотность Репродуктивный
Понимание Эвристический (выбор действия) Понимание Применение понятия Грамотность Базовый
Простейшие умения и навыки Творческий (поиск действия) Применение Воспроизведение системы понятий Компетентность Повышенный
Перенос     Применение системы понятий   Творческий

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: