Введение. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова

Исторический факультет

Кафедра политологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему:

Предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации

Выполнил: студент V курса

ИО-01-03 о/о

Семенов Николай Афанасьевич

Научный руководитель:

доцент кафедры политологии

Слепцов Николай Алексеевич

Якутск 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….  
ГЛАВА I. Классические и современные концепции гражданского общества…..……………………………………………..  
1.1. Понятие, признаки и структура гражданского общества..  
1.2. Развитие идеи гражданского общества…………………….  
ГЛАВА II. Перспективы становления институтов гражданского общества в Российской Федерации……………………..  
2.1. Закономерности становления институтов гражданского общества в Российской Федерации………………………..  
2.2. Предпосылки становления институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия)……………………….  
Заключение…………………………………………………………………  
Список источников и литературы………………………………………  

Введение

Россия вступает в третье тысячелетие с типичным наследием советской эпохи – отсутствием развитой рыночной экономики и устойчивого среднего класса. Колоссальный имущественный разрыв между различными слоями общества, постоянное падение уровня жизни большинства населения, острый конфликт государства с различными профессиональными и социальными группами, выражающийся в виде массовых забастовок, манифестаций и других акций протеста, приводят к кризису только что зарождающегося гражданского самосознания. В начале ХХ века именно отказ властей, допустить к участию в реформах представителей третьего сословия, которые собственно и являлись носителями идеи гражданского общества, привел к революционному изменению политического строя, а в 20-е годы отсутствие гражданского общества сделало возможным установление тоталитарного режима в СССР. Спустя годы отсутствие гражданского общества помешало построению правового государства в период перестройки, когда реформаторами ставилась цель превратить СССР в демократическую страну. Большинство граждан Советского Союза не обладало типом мышления, достаточным для того, чтобы создать «открытое общество», свободное от диктата власти. За целое десятилетие, прошедшее за время распада СССР, в стране мало что изменилось: уровень политической культуры граждан по-прежнему невысок, государство неспособно наладить конструктивный диалог с зарождающимися добровольными объединениями граждан и найти с ними общий язык. Все это в совокупности создает немалые трудности становлению гражданского общества в России.

Проблема становления гражданского общества в наши дни стала особенно актуальна, поскольку в России понятие гражданское общество прочно ассоциируется с понятиями правовое государство, свобода слова и народовластие. Поэтому выяснение сущности термина гражданское общество и путей его становления в современной России представляется крайне важным.

Относительно определения понятия гражданское общество существует несколько интепретаций. Так Философский словарь, выпущенный под редакцией проф. А.П.Ярещенко, так трактует это понятие: «Гражданское общество – это механизм социального взаимодействия, которое состоит из сферы личного (в особенности семьи), разнообразных объединений, общественных движений и публичной коммуникации»[1].

А современный словарь по политологии В.А.Мельника дает определение: «Гражданское общество – тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена, такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые, как таковые, прямо не зависят от самого политического государства»[2].

Таким образом, под гражданским обществом понимается некая совокупность общественных институтов и объединений отдельных граждан, созданная единой для них целью и огражденная законом от вмешательства государства в ее жизнь. Ныне потребность в обществе подобного типа вполне созрела. Становление независимой прессы, рыночной экономики и свободы совести делают возможным появление «открытого общества» в России, которое должно стать антиподом «закрытого общества» советской эпохи, до конца еще неизжитого в стране. Именно преодоление этих пережитков путем демократизации всех сторон жизни граждан приведет к становлению гражданского общества в стране. Одним из способов к пониманию природы гражданского общества является возращение к его истокам.

Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе стала идея Гегеля о том, что в обществе существует сфера жизнедеятельности людей не подвластная государству. До появления гегелевской идеи в философии не существовало различения понятий государство и гражданское общество. Дело в том, что в эпоху античности и средневековья каждый человек принадлежал к специфической общественности – приходу, общине или сословию, полностью обусловливающих его права и обязанности. В эпоху Реформации (XVI-XVII вв.) происходит освобождение человека от оков общинных отношений, возникает принципиальный религиозно-обоснованный индивидуализм. Отныне каждый человек рассматривается как неделимая целостная частица человечества. Это стало важнейшим шагом на пути к возникновению предпосылок становления гражданского общества. В Новое время государство легитимирует право индивида преследовать свои специфические интересы путем свободного объединения с другими индивидами для совместной деятельности, таким образом постепенно отдаляясь от гражданского общества. Именно процесс становления различных сфер общественной жизни в качестве самостоятельных областей жизнедеятельности граждан и ведет к формированию предпосылок становления институтов гражданского общества, в котором человеку гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия.

Существующее многообразие подходов к понятию гражданское общество является следствием того интереса, который всегда вызывал проблему взаимоотношения людей и государства. Эта проблема получила всестороннее исследование в философских трудах выдающихся мыслителей от античных времен до наших дней. Из специальных исследований необходимо выделить работы Гегеля, Локка, Канта, Токвиля и Монтескье. На проблемах формирования гражданского общества останавливались в своих философских трудах Платон, Аристотель, Гроций, Руссо и Маркс. Среди отечественных мыслителей, занимавшихся обоснованием концепции гражданского общества следует выделить Б.Н.Чичерина, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка и других. Современная отечественная литература по проблеме становления гражданского общества не столь разнообразна. Из существующих работ по данной специфике следует назвать исследования В.В.Витюка, С.Г.Кара-Мурзы А. И. Соловьев, а также В. К. Коваля и М. В. Ильина.

Авторы, писавшие на тему гражданского общества, отличаются друг от друга взглядами на проблему взаимоотношения его и государства. Основоположник либерализма Джон Локк в работе «Два трактата о правлении» разработал т.н. «договорную теорию возникновения государства», согласно которой оно возникло в результате заключения между людьми т.н. «общес-твенного договора», т.е. создания своего рода гражданского общества. Локк ставил свободу выше всех ценностей, а его основой он считал частную собственность. Совсем противоположной по своей структуре является подход, разработанный Г.В.Ф. Гегелем. В работе «Философия права» он писал, что гражданское общество и индивид подчинены государству, так как оно защищает человека от случайности, обеспечивает справедливость и реализует всеобщность интересов. В противоположность Гегелю, К.Маркс считал гражданское общество фундаментом существования всего человеческого сообщества, поскольку, по его мнению, жизнедеятельность индивидов является решающим фактором исторического развития. Он рассматривал гражданское общество через призму производственных отношений и в работе «Первый набросок Гражданской войны во Франции в 1871 г.» изложил мнение социалистов, что буржуазное государство является инструментом политического господства класса собственников и как следствие этого стремится доминировать над гражданским обществом, препятствуя свободному развитию индивидов. Прекратить извечное противостояние государства и гражданского общества он предлагал путем создания коммунистического общества без государства, т.е. общества в полном смысле гражданского, где человек рассматривается не как средство, а как цель общественного развития. Взгляды Маркса на гражданское общество предвосхитил Ш.Л. Монтескье, считавший его высшей четвертой ступенью человеческой истории после естественного состояния, семьи и общества героического времени.

В трудах классиков–теоретиков гражданского общества еще не прослеживается идея развития органов местного самоуправления. В них лишь дается картина идеального общества, а вопрос о путях демократизации существующего общества остается открытым. В этом плане исключение составляет работа А.де Токвиля «Демократия в Америке», где автор подробно описывает политическое устройство американских штатов, политические объединения США и участие граждан в местном самоуправлении. Поскольку данный аспект еще сравнительно мало освещен в трудах идеологов гражданского общества и только–только начинает привлекать внимание авторов, пишущих на тему становления гражданского общества, то вопрос о развитии органов местного самоуправления будет неоднократно затрагиваться автором данной работы в ходе исследования темы о предпосылках становления институтов общества подобного типа в России.

Проблема становления институтов гражданского общества в России широко разрабатывалась в отечественной литературе и, берясь за ее исследование, автор данной работы только ставит перед собой цель наметить основные предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия), не стремясь внести что-нибудь существенно новое в эту обширную тему. Ставя подобную цель, автор работы намерен изучить предысторию вопроса, истоки зарождения и этапы развития идеи гражданского общества. В данной работе он, прежде всего, ставит перед собой задачу рассмотреть понятия, признаки и структуру гражданского общества, а также существующие концепции гражданского общества от античных времен до наших дней. Рассмотрение точек зрения различных авторов позволит плавно перейти к постановке особо важной задачи данной работы – выявлению закономерностей становления институтов гражданского общества в Российской Федерации. Поскольку на данный момент процесс становления и развития гражданского общества в Российской Федерации еще находится на начальной стадии, то и зарождение подобного института народовластия у нас в Республике является делом будущего, а сама тема возникновения предпосылок становления институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия) нуждается в детальном рассмотрении. Поэтому перед исследователем стоит задача раскрыть эту тему в контексте изучения вопроса о развитии органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия). В целом автор работы надеется детально осветить важные стороны гражданского общества и наметить основные предпосылки становления его институтов в Российской Федерации.

При написании работы автор будет пользоваться главным образом историко-сравнительным методом, поскольку без сравнения не обходится ни одно исследование. В этом он будет соблюдать принцип историзма, учитывая эпоху и условия, в которых происходили сравниваемые явления, и сравнивая у однотипных явлений сходства, а у разнотипных – различия. Кроме того, в ходе исследования он неоднократно прибегнет также к историко-генетическому методу, так как по ходу работы ему придется изучать в развитии многие явления из общественно-политической жизни страны. Исследование будет вестись в рамках диалектической философской методологии, поскольку взгляды различных мыслителей и исторические события, влияющие на становление институтов гражданского общества должны рассматриваться в процессе их развития и поскольку в данной работе будет подробно изучаться взаимодействие противоположных тенденций в истории общественно-политических учений.

Настоящая работа представляет собой попытку рассмотреть предпосылки становления институтов гражданского общества у нас в стране в контексте рассмотрения путей развития органов местного самоуправления. Сначала было бы целесообразно дать общее понятие о гражданском обществе, его признаках и структуре, а затем следует остановиться на характеристике концепций гражданского общества, зародившихся в период от античных времен до конца ХХ века. Это составляет содержание первой главы работы. Вторая глава посвящена предпосылкам становления институтов гражданского общества в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия).

Работа не претендует на полный охват темы, ввиду того, что литература по гражданскому обществу как у нас в стране, так и за рубежом весьма обширна и ее изучение в широком объеме невозможно в рамках студенческой работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: