В Республике Саха (Якутия)

Построение гражданского общества в Республике Саха (Якутия) невозможно без построения подобного института демократии в Российской Федерации в целом. Однако и в Республике есть объективные предпосылки становления институтов гражданского общества, которые, если им дать стимул к развитию, дадут реальные плоды своей деятельности. Другое дело, что население Республики Саха (Якутия) еще не созрело для участия в деле построения гражданского общества, так как уровень политической культуры граждан еще довольно невысок. Н.И.Бурнашева одним из главных факторов, тормозящих формирование гражданского общества в республике, равно как и в стране в целом, называет устойчивые стереотипы и особую систему ценностей, во многом отторгающих экономические, социальные и культурные предпосылки становления институтов гражданского общества. Объясняя причины неразвитости рыночных отношений, она пишет: «В России, где десятилетиями формировалось традиционное неприятие индивидуалистических буржуазных ценностей, сложились особые стереоти- пы поведения, в частности стереотип уравнительности, подавляющий всякую предприимчивость и коммерческую инициативу, сложилось совершенно иное отношение к принципу индивидуализма»[22]. Таким образом, только появление новых стереотипов поведения, отличных от стереотипов советской эпохи, будет способствовать становлению институтов гражданского общества, важнейшим из которых является местное самоуправление.

Прежде чем рассмотреть перспективы местного самоуправления необходимо разобраться в функциях. Известный российский политолог Д.П.Зеркин в учебном пособии «Основы конфликтологии» так определяет круг его компетенций: «Формы и методы функционирования местного самоуправления как одного из видов демократии охватывают совокупность способов выявления и реализации интересов, позиций и воли местных обществ»[23]. Таким образом выходит, что местное самоуправление – это первая ступень демократии, без наличия которой нет смысла строить демократию в государстве, поскольку в таком случае народ не будет понимать ее сути, следовательно его участие в политической жизни страны будет лишь формальным. Из этого следует вывод, что население должно активно участвовать в местном самоуправлении, решать проблемы, непосредственно касающиеся его интересов своими собственными силами. По мнению Президента РС (Я) В.А.Штырова, делегирование властных компетенций на местный уровень должно происходить в русле совершенствования системы органов управления республики, а проведение выборов – свидетельствовать о начале процесса разграничения сфер ведения между республиканским и местным уровнями власти, а также практики координации и согласования общих и специфических интересов республики и улусов.

Работа по созданию эффективного местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) была начала еще при президенте М.Е. Николаеве. В 1997 г.был принят закон «О местном самоуправлении в РС (Я)», который так же, как и Конституция РС (Я) утвердил двухступенчатую структуру власти: местные органы государственной власти и местное самоуправление. Однако дальше принятия закона дело не пошло, так как механизмы его реализации не были определены. И только после многочисленных дискуссий уже при Президенте В.А.Штырове было принято решение о введении местного самоуправления в Республике Саха (Якутия). Так в 2002 г. был образован Совет по местному самоуправлению при Президенте Республике Саха (Якутия), который возглавил Вице-президент республики А.К.Акимов. По инициативе граждан республике 29 сентября 2002 года были проведены местные референдумы по определению границ муниципальных образований на уровне улусов (районов), приняты их уставы, а в декабре того же года состоялись первые в истории республики выборы глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления. Благодаря всему этому в настоящее время создана территориальная основа организации системы муниципальных образований на уровне населений. С 1 января 2006 г. Республика Саха (Якутия) в полном объеме перешла на местное самоуправление, а 30 марта того же года в Якутске состоялся I съезд муниципальных образований республики, который открыл Вице-президент А.К.Акимов, в своем выступлении особо подчеркнувший значение данного съезда в развитии местного самоуправления. Всего на съезде присутствовало 585 делегатов от различных муниципальных образований. В целом, начало местному самоуправлению положено, но каковым оно будет и будет ли достигнута главная цель местного самоуправления – возникновение гражданского общества, покажет время.

Насчет своевременности и места первичного введения института самоуправления в Республике Саха (Якутия) на рубеже веков было высказано несколько противоположных друг другу мнений. В частности известный журналист В.Г.Сур в статье «Историческая материализация самоуправления – палка о двух концах» призывает «… не торопить события и распространить местное самоуправление пока в более естественных сообществах людей, в «основе основ» - на уровне наслегов и поселков»[24]. А юрист Ф.Н.Слепцов статье «Рифы местного самоуправления - вымысел или реальность?» напротив утверждает противоположное: «Фактически, на мой взгляд, разумнее говорить об улусном, городском (город республиканского значения) уровне введения местного самоуправления, поскольку реализация прав жителей сел и поселков на данном этапе просто невозможна в силу объективных причин»[25]. А другой юрист В.Н.Прокопьев вообще считает преждевременным введение местного самоуправления в республике, поскольку, по его мнению, в этом случае «… расцветет самодурство чиновничьего аппарата, почувствовавшего свободу от прямого государственного контроля»[26]. Тем не менее, Прокопьев не отрицает необходимость введения местного самоуправления, но, подобно Суру, призывает не торопиться, поскольку считает, что поспешный переход к нему на уровне улусов может иметь негативные последствия. Публицист В.Б.Надькин прежде всего видит эффективную модель местного самоуправления в семье – сфере, где человек, несмотря на все попытки власти ограничить независимость и самостоятельность как личности, так и общества в целом, всегда остается ответственным, активным, самодостаточным членом общества и где он, согласно Аристотелю, достигает самоудовлетворенного (автаркийного) существования. Для того, чтобы местное самоуправление появилось, по мнению Надькина, необходим средний класс, который возникает только тогда, когда будет развиваться малый бизнес в городах Якутии и произойдет становление и укрепление семейных хозяйств на селе. «В нашей республике, где семейные ценности в целом не подверглись разрушительной коррозии, существует вполне реальная возможность через семью, эту первичную форму самоуправления, естественным путем прийти к подлинному местному самоуправлению»[27], - пишет Надькин в статье «Семья как субъект самоуправления». Все вышеперечисленные точки зрения свидетельствуют об отсутствии единогласия насчет места первопоявления института самоуправления, но в одном они все согласны друг с другом – местное самоуправление не должно появиться путем указов «сверху», а должно стать результатом инициативы самого населения. Ведь в противном случае это уже не будет самоуправление как таковое, а очередной способ управления округами из центра.

Тот же Надькин выступает против «самоуправления» с назначаемым сверху руководством. «Самоуправление должно пройти этап строительства «снизу». Подлинная подготовка кадров управления для органов местного самоуправления также возможна только в сочетании теоретической подготовки с практической деятельностью на микротерриториальном уровне»[28], - пишет он в статье «Еще раз о городском самоуправлении». Надькин видит возможность построения системы местного самоуправления только в результате целенаправленных усилий как со стороны власти, так и общества. Действительно, только силами одного населения или только посредством распоряжений «сверху» местное самоуправление никак нельзя построить, не говоря уже о том, что местное самоуправление созданное без взаимодействия общества и власти никогда не станет институтом гражданского общества.

Развитие местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) имеет огромное значение в деле становления гражданского общества еще и потому, что оно играет позитивную роль в передаче земли в частную собственность граждан. Осуществляется это в форме не приватизации, а муниципализации, т.е. закрепления муниципальной собственности на землю с последующей передачей ее непосредственно в распоряжение граждан.

Таким образом, инициатива создания органов местного самоуправления не должна начинаться «сверху», а именно «снизу», на уровне самого населения. По этому поводу И.С. Платонов пишет, что местное самоуправление возможно в любом государстве. При этом только нужно соблюдать интересы самого населения, которое в конечном итоге и должно выступать инициатором самоуправления. «Самое главное условие такого существования – это факт направленности всех самоуправленческих процессов на человека и факт исхода этих самых процессов также от человека»[29], - говорит он в статье «Доказательность бытия местного самоуправления – в самом самоуправлении». По его мнению, для того, чтобы местное самоуправление дало свои плоды, необходимо популярно объяснить населению, какие выгоды оно получит от него. Осознав, что местное самоуправление является его насущной потребностью, народ будет активно участвовать в нем, и через него сможет добиться от власти удовлетворения своих требований, а это является одним из необходимых элементов гражданского общества. Эту же точку зрения разделяет и профессор А.Г.Новиков, один из авторов сборника «Пути становления гражданского общества в Республике Саха (Якутия)». «Закон местного самоуправления апеллирует к творческой инициативе масс. Эта инициатива реализуема, если верхам удается апеллировать к законотворческой деятельности низов, народных масс и попытаться создать такую структуру, которая отвечала бы их желаниям»[30], - пишет он в главе третьей данной работы. Такого же мнения, относительно местного самоуправления придерживаются и авторы другого сборника «Республика Саха (Якутия): путь к суверенитету», выпущенного в 2000 году к десятилетию Декларации о государственном суверенитете. В частности в нем они пишут: «Инициатива, направленная на осуществление данного права может исходить только от самих граждан, причем все основные вопросы (территория, структура, финансы) могут быть решены в ходе обсуждения Устава местного самоуправления в каждом конкретном случае»[31]. Авторы данного сборника главным механизмом введения местного самоуправления называют институт судебной защиты права населения на местное самоуправление. Отсутствие детализированного отражения данного положения в законодательстве, по их мнению, является тормозом в деле формирования местного самоуправления. А профессор Ю.Д. Петров считает, что при введении местного самоуправления субъектам РФ, в том числе и РС (Я), следует использовать опыт стран Запада. В работе: «Гражданское общество: теория и практика» он пишет следующее: «В зарубежных странах сложилось свое понимание и своя трактовка этого понятия. Мировая практика накопила определенный опыт в области местного самоуправления. Сложились здесь определенные модели местного самоуправления и методы воздействия органов местного самоуправления на социальное и экономическое развитие территории. Изучение этого опыта может быть весьма полезно для нашей практики»[32]. Профессор Петров придает местному самоуправлению огромное значение в деле становления гражданского общества, о чем и пишет в конце своей работы: «Дальнейшее совершенствование суверенитета и плюс подлинное самоуправление граждан станут, безусловно, решающим фактором формирования гражданского общества»[33].

Все вышеперечисленные мнения свидетельствуют о том, что должна быть определенная гражданская инициатива, исходящая от самого населения, а для этого оно должно обладать достаточным уровнем политической культуры. Толь при наличии гражданской инициативы местное самоуправление будет эффективно функционировать, а следовательно, возникнут объективные предпосылки становления институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия).

Кроме всего вышеперечисленного существует еще одно обстоятельство, препятствующее развитию местного самоуправления. Сейчас исторический опыт многовекового самоуправления в России недостаточно востребован, что приводит к непониманию значения местного самоуправления со стороны народа. В.Б.Надькин в статье «Самоуправление как философская категория» дает следующее определение одной из этих функций: «Скорее, местное самоуправление – это своеобразный буфер между обществом и властью»[34]. По его мнению, именно такую функцию выполняло в XVII-XIX веках традиционное самоуправление якутов, ставшее в данный период своеобразным буфером между якутским обществом и царской властью. И именно такую же функцию должно исполнять местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) в наше время.

Как бы то ни было, развитие местного самоуправления имеет судьбоносное значение для всего будущего нашей республики. Недаром еще в 1999 году тогдашний президент М.Е.Николаев в своем Послании парламенту и населению республики, которое называется «Прокладывать путь к благополучию и достойной жизни каждого жителя республики», назвал местное самоуправление фундаментом, «на котором должна покоиться государственность нашей республики»[35]. Автор данной работы согласен с его мнением, считая, что без местного самоуправления не будет гражданского общества, а следовательно не будет благополучия и достойной жизни у каждого отдельно взятого гражданина республики.

Немаловажное значение в деле построения гражданского общества в Республике Саха (Якутия) имеет и формирование среднего класса. В статье «Предпринимательство в Республике Саха (Якутия)», подводя итоги опроса среди якутских предпринимателей, С.В.Абрамова пишет следующее: «Результаты социальной самоидентификации с помощью корректировки объективных критериев выявили, что более половины якутских предпринимателей уже сегодня в некоторой степени могут быть названы представителями «российского среднего класса»[36]. В конце своей статьи она приходит к выводу, что только развитие инновационного предпринимательства и поддержка властями местных товаропроизводителей будет способствовать формированию в Республике Саха (Якутия) «… среднего класса, увеличение и укрепление которого является основой построения гражданского общества»[37]. Автор данной работы полностью согласен с ней, поскольку разделяет мнение идеологов гражданского общества о необходимости формирования среднего класса, что действительно невозможно без развития частного предпринимательства и свободной торговли.

Становление гражданского общества в Республике Саха (Якутия) невозможно также без наличия общественных организаций, являющихся выразителями интересов тех или иных социальных слоев общественно-политических движений и этнических общностей. По состоянию на 1 декабря 2005 года в республике зарегистрировано 1558 общественных объединений, в т.ч. 20 региональных отделений политических партий. «Разнообразие и многочисленность общественных организаций республики свидетельствуют о процессе формирования и структурирования общественных интересов и, следовательно, благоприятном фоне для формирования горизонтальных связей, обеспечивающих существование гражданского общества»[38], - пишет один из авторов сборника «Пути становления гражданского общества в Республике Саха (Якутия)» И.А.Сосина. Тем не менее она признает организационную слабость существующих организаций, многие из которых нельзя назвать массовыми. Одной из причин неразвитости политической активности граждан, тормозящей становление гражданского общества в республике, она называет невысокий уровень политического участия граждан в общественных организациях и политических партиях, а это, по ее мнению, целиком зависит от типа политической культуры современной России, черты которой проявляются также в политической культуре республики.

В апреле 2002 года по инициативе общественных организаций была принята «Декларация о Конституции, национальном согласии и взаимодействии власти и общества в Республике Саха (Якутия)», ставшая важной вехой на пути становления гражданского общества. На основе Декларации создан Общественно-Консультативный Совет при Президенте Республики Саха (Якутия), в состав которого входят 42 общественные организации. На заседаниях Совета обсуждаются важнейшие вопросы жизни республики. Все это создает благоприятные возможности для становления гражданского общества в Республике Саха (Якутия). Однако Правительство Российской Федерации в последнее время пытается уничтожить государственный контроль над всеми российскими некоммерческими организациями и ограничить право граждан создавать общественные организации без статуса юридического лица. Так, 18 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный Закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения в Федеральный Закон «Об общественных объединениях», Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» и другие законодательные акты и который по мнению членов Общественной палаты и Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека представляет угрозу дезорганизации деятельности сотен тысяч российских некоммерческих организаций, так как противоречит Конституции РФ и нормам международного права. Вступление в силу данного закона действительно может нанести вред общественным интересам, поскольку в этом случае под контроль государства попадают абсолютно все сферы деятельности общества, даже общественные организации, которые не являются ни государственными, ни политическими и изначально образуются по желанию граждан, а не с разрешения чиновников, как этого хотят инициаторы вышеуказанного закона.

Заканчивая обзор предпосылок становления гражданского общества в Республике Саха (Якутия), автор данной работы пришел к выводу, что они только-только зарождаются и, соответственно, говорить о возникновении подобного общества в республике в ближайшее время еще довольно рано. Местное самоуправление и общественные организации республики пока еще не в состоянии быть «гласом народа», поскольку усиление государственного начала в политической жизни страны, тенденции к которому все четче проявляются в последнее время, скорее всего не приведет к возникновению гражданского общества в РФ в обозримом будущем. Этому же препятствует и отсутствие в стране среднего класса как такового. Одним словом, гражданское общество в нашей республике не появится до тех пор, пока подобный институт народовластия не появится в Российской Федерации, но уже сейчас можно говорить о том, что активное участие граждан и, особенно, молодежи в местном самоуправлении и в общественных организациях послужит стимулом к демократизации управления и зарождению предпосылок становления институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: