Заключение. Предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации определяются в основном взаимоотношениями государства с одной стороны и

Предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации определяются в основном взаимоотношениями государства с одной стороны и общественных организаций и других форм самоорганизации граждан – с другой. В этом плане развитие демократии и в первую очередь местного самоуправления является толчком к становлению гражданского общества в России. Четкое понимание комплекса взаимоотношений государства и гражданского общества означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию в сторону демократии. «Особую важность такого рода задача приобретает именно в России, переживающей переходной период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов»[39], – пишет А.И.Соловьев в статье «Три облика государства – три стратегии гражданского общества». Автор данной работы полностью согласен с ним по данному вопросу, поскольку считает, что подробное изучение взаимоотношений этих двух контрагентов в свете рассмотрения перспектив развития органов местного самоуправления приведет к более глубокому осмыслению путей демократизации России, которая будет способствовать осознанию гражданами страны своих конституционных прав. Но формирование правового государства связано со становлением институтов гражданского общества не только генетически, но и содержательно, поскольку оно преследует те же цели, что и последние. Связь гражданского общества с правовым государством проявляется в следующем:

1. Гражданское общество выступает гарантом соблюдения конституционных свобод и прав человека и в этой связи выступает за ограничение государственной власти законом. Институты гражданского общества возникают именно с целью оградить человека от вмешательства государства в его частную жизнь, ведь только в таком случае государство будет правовым.

2. Важнейшей предпосылкой становления институтов гражданского общества является развитие органов местного самоуправления, что в конечном счете должно способствовать возникновению подлинной демократии и, как следствие ее, правового государства.

3. Гражданское общество и правовое государство невозможны без наличия и независимости общественных организаций, отстаивающих интересы граждан перед властью.

4. Становление гражданского общества равно как и правового государства невозможно без наличия стабильного среднего класса, который только еще предстоит создавать в современной России.

Гражданское общество в России появится только в том случае, если государство сделает все возможное для претворения в жизнь этих четырех основных предпосылок становления институтов подобного общества.

Правовому государству, если оно действительно хочет быть таковым, следует всячески поддерживать гражданское общество, прислушиваться к мнению общественных организаций, являющихся его институтами. По мнению видного немецкого ученого первой половины ХХ века В.Шубарта, государству, в целях предотвращения разрушения гражданского общества, надлежит участвовать в работе его институтов путем установления гарантий прожиточного минимума для населения и соблюдения принципа неприкосновенности частной собственности, так как в этом собственно и кроется залог развития гражданского общества. Именно эту точку зрения разделяет автор данной работы, который после рассмотрения различных концепций гражданского общества пришел к выводу, что в основе представлений всех теоретиков гражданского общества о путях его становления лежит подобная идея.

Главная причина отсутствия гражданского общества как такового в современной России – это та, что российские реформаторы 90-х годов прошлого века не поняли очевидную истину, что гражданское общество первично по отношению к правовому государству, так как оно является его решающей социально-экономической предпосылкой. Они стремились модернизировать в первую очередь предельно бюрократизированное государственное управление, а не аполитичное постсоветское общество. Автор данной работы считает, что наличие четырех вышеуказанных предпосылок вкупе с высоким уровнем политической культуры граждан создает объективные закономер-ности становления институтов гражданского общества в Российской Федерации.

На нынешнем этапе развития страны было бы целесообразно избегать перехода к либерализму путем указов «сверху». Это заметил еще английский социолог Г.Спенсер, который в работе «Грехи законодателей» выступил за то, чтобы государство способствовало становлению демократических свобод и развитию свободного предпринимательства. «Социальному развитию значительно больше способствовала индивидуальная активность людей и их добровольная кооперация, чем работа под контролем правительства»[40], - пишет он. Тем самым социолог выступил за свободу объединения граждан в организации, отстаивающие их конституционные права перед государством. Ныне же в России происходит совсем противоположное – недавно вступил в силу Федеральный Закон от 10.01.2006 за номером 18 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который многие эксперты рассматривают как ужесточающий государственный контроль над всеми российскими некоммерческими организациями, ограничивающий права граждан создавать общественные объединений без статуса юридического лица. Автор данной работы разделяет их опасения, поскольку все это не приведет к становлению гражданского общества в России в обозримом будущем, а значит, вся деятельность недавно созданной Общественной палаты не дает ощутимых результатов и будет сведена лишь к обсуждению тех или иных проблем без решения их на практике.

Еще об одном немаловажном факторе в деле возникновения гражданского общества пишет в работе «Запад. Феномен западнизма» известный отечественный публицист А.А.Зиновьев: «К гражданскому обществу относится так называемая гражданская инициатива – добровольная или бескорыстная деятельность отдельных граждан и их кратковременных групп по привлечению внимания общества к негативным факторам и побуждению его на какие-то меры для устранения этих недостатков. В ряде случаев массовые движения и организации начинаются именно как гражданская инициатива»[41]. Автор данной работы полностью согласен с этим утверждением и видит в гражданской инициативе первый шаг на пути к гражданскому обществу. Только при наличии добровольной деятельности отдельных граждан возникнут реальные предпосылки становления институтов гражданского общества, в том числе и органов местного самоуправления. Для этого каждый гражданин должен понимать свои конституционные права, т.е. обладать достаточным уровнем политической культуры. Это особенно важно в отношении развития органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), так как жители республики должны уметь отстаивать свои права и интересы, а также проявлять гражданскую инициативу по жизненно важным для них вопросам. Только в таком случае местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) даст реальные плоды своей деятельности и станет достойным институтом будущего гражданского общества. Пока же состояние демократии в республике, как и во всей стране, далеко от картины, нарисованной А. де Токвилем в работе «Демократия в Америке», где он, характеризуя власть в Соединенных Штатах, пишет: «… общество здесь действует вполне самостоятельно, управляя само собой. Власть исходит исключительно от него. Можно сказать, что народ сам управляет страной, ибо права, предоставленные правительству, весьма незначительны и ограничены; правительство постоянно чувствует свою изначальную связь с народом и повинуется той силе, которая создала его. Народ властвует в мире американской политики, словно Господь Бог во Вселенной. Он начало и конец всему сущему; все исходит от него и возвращается к нему»[42]. А ведь Токвиль писал это свыше полтораста лет назад. С тех пор Соединенные Штаты построили у себя развитое гражданское общество, а в России сделать это пока невозможно. Однако, все факты, перечисленные в данной работе, позволяют говорить о том, что в принципе в России может быть построено гражданское общество и что в стране уже есть объективные предпосылки становления его институтов, но для воплощения в жизнь идеи гражданского общества в первую очередь важно не столько наличие единого правового пространства и ограничение власти законом, сколько активное участие граждан в местном самоуправлении, их умение отстаивать свои конституционные права через общественные организации и наличие стабильного среднего класса.

Всестороннее изучение предпосылок становления институтов гражданского общества в Российской Федерации – задача, которая далеко еще не до конца решена политической наукой. Необходима широкая интеграция усилий философов и политологов, обобщение всего ценного, что содержится в многочисленных интерпретациях теории гражданского общества. Кроме того необходимо углубленное исследование проблемы развития местного самоуправления как одного из основных институтов гражданского общества. Все это говорит о том, что изучение предпосылок становления гражданского общества нуждается в новых подходах, поскольку само построение гражданского общества в Российской Федерации имеет судьбоносное значение для будущего нашей страны.

Список источников и литературы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: