В мышлении людей ценности предстают в виде суждений, общая схема которых – «нечто является ценностью». Это могут быть высказывания, в которых утверждается, что нечто хорошо (или, наоборот, плохо), необходимо (или, наоборот, недопустимо), нужно (или, наоборот, нельзя). Например: «Красть нельзя», «Сплетничать нехорошо», «Необходимо уступать место в общественном транспорте пожилым людям». Вместо «хорошо» или «плохо» могут фигурировать упоминания отдельных видов ценностей, например «Клеветать – это аморально». Призыв (предписание, приказ, совет) реализовать какой-либо принцип в действии по сути выходит за рамки ценностных суждений, но ценности нередко выражаются и в этой форме: так, заповедь «не лжесвидетельствуй» означает скорее не приказ, а утверждение того, что лгать – это плохо.
В логике выделяют описательные и ценностные суждения (их именования варьируются: назовём здесь ещё одно – «суждения о сущем» и «суждения о должном») как два вида суждений, чьи свойства по ряду пунктов принципиально расходятся. Примеры ценностных суждений только что были приведены; примеры описательных суждений – «В этой книге меньше ста страниц», «Волга впадает в Каспийское море», «Угол падения равен углу отражения», «В XIX веке столицей России был Санкт-Петербург», «Завтра будет дождь», «Ивану Ивановичу не нравится эта картина», «Мне больно». Два последних примера повествуют что-то о потребностях, желаниях, ощущениях страдания и наслаждения и даже оценках, но в них не утверждается какая-либо ценность. Описательным, а не ценностным будет и суждение, в котором утверждается сам факт наличия какой-либо ценности в чьей-либо системе ценностей: «С точки зрения христианства гордыня – это грех». А вот суждение «Гордыня – это грех» будет ценностным.
|
|
Важным свойством этих двух типов суждений является следующее. Из описательных суждений логически можно вывести другие описательные суждения, но не ценностные. Ценностные суждения невозможно доказать, опираясь на описательные суждения. Что утверждается в описательном суждении? Что нечто есть, или было, или будет. Что утверждается в ценностном суждении? Что нечто должно быть, что стоит бороться за то, чтобы это было. Логическая природа суждений принципиально различна. Описательные суждения, в свою очередь, невозможно логически вывести из ценностных.
Поясним эту связь на примере. Исходя из фактов можно доказать, что определенное вещество является ядом и смертельно опасно для человека. Можно ли отсюда логически вывести суждение «Нельзя употреблять в пищу такое-то вещество»? Казалось бы, можно, и медицина именно так формулирует свои предписания. Но здесь мы упустили из виду одну очень важную предпосылку, без которой такой вывод не сделать: подразумевается, что человеческая жизнь – это ценность, это то, что необходимо охранять от опасностей. Осторожность в обращении с ядовитыми веществами является, таким образом, лишь инструментальной ценностью по отношению к ценности жизни как финальной ценности, и мы не признаем инструментальную ценность, если не считаем доказанной финальную. Таким образом, мы можем доказывать ценностные суждения, опираясь на совокупность ценностных и описательных суждений, но с помощью одних только описательных суждений это делать невозможно.
|
|
Данное свойство суждений очень важно практически, так как оно означает недоказуемость фундаментальных ценностей, в том числе, например, ценностей добра, справедливости, любви. Для их принятия в качестве жизненных ориентиров нужны какие-то основания, отличные от логических принципов теоретического познания. Впрочем, данная проблема очень сложна и многогранна[7].
Затронем ещё один аспект этой проблемы: насколько можно считать ценностными суждениями оценки. «Этот пейзаж красивый», «Уравнительное распределение оплаты за выполненную работу является несправедливым», «Этот человек – грешник», «Правление такого-то монарха было губительным для страны, в которой он правил» – являются ли эти суждения описательными или ценностными? В этих суждениях присутствует и то и другое: совмещены суждение «Нечто оценивается положительно / отрицательно с позиций такой-то ценности» (это описательное суждение) и признание определённой ценности именно в качестве ценности. В целом можно охарактеризовать их как ценностные суждения, хотя при ослаблении утверждения ценности и переносе внимания на связи характеристик они могут перекочевать в разряд описательных. Так, суждение о том, был ли такой-то правитель хорош или плох, ценностное, а суждения о том, как изменялись в период его правления экономические показатели, или о том, какая из стран явилась инициатором определённой войны – это уже описательные суждения. В то же время утверждая, что такой-то правитель был хорош или плох, мы утверждаем приоритет одних политических ценностей перед другими, так как одни и те же поступки можно скорее оправдать, чем осудить, или скорее осудить, чем оправдать, – в зависимости от признания или непризнания тех или иных политических ценностей и от понимания их соотносительной значимости. Аналогичным образом утверждая красоту картины или здания, мы утверждаем те эстетические принципы, которые были в них реализованы.
Библиография
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4-х т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1984. – С. 53–294.
Барбур И. Этика в век технологии. – М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2001. – 380 с.
Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. – 186 с.
Брожик В. Марксистская теория оценки. – М.: Прогресс, 1982. – 264 с.
Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 547–601.
Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М.: Юристъ, 1995. – 687 с.
Виндельбанд В. Прелюдии: Философские речи и статьи. – СПб., 1904. – 374 с.
Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. – М.: Изд-во политической литературы, 1967. – 352 с.
Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995. – С. 286–304.
Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. – М.: Высшая школа, 2006. – 390 с.
Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4, кн. 1. – М.: Мысль, 1965. – С. 311–501.
|
|
Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 5. – М.: Мысль, 1966. – С. 161–528.
Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4, кн. 1. – М.: Мысль, 1965. – С. 219–310.
Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–26.
Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. – М.: РОССПЭН, 2007. – 438 с.
Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Ницше Ф. Соч.: в 2-х т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С. 407–524.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдии к философии будущего // Ницше Ф. Соч.: в 2-х т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С. 238–406.
Проблема ценности в философии / Гл. ред. А.В. Харчев. – М.–Л.: Наука, 1966. – 261 с.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – СПб, 1911. – 198 с.
Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994. – 464 с.
[1] Обзоры различных подходов к категории «ценность», существовавших в истории философии, представлены, в частности, в следующих работах: Проблема ценности в философии / Гл. ред. А.В. Харчев. – М.–Л.: Наука, 1966; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994. – 464 с.
[2] Проблема определения категории «ценность» подробно анализируется, в частности, в следующих работах: Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.; Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. – М.: Высшая школа, 2006. – 390 с.; Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–26.
[3] Проблема классификации видов ценностей рассматривается, в частности, в работах: Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.; Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. – М.: Высшая школа, 2006. – 390 с.
[4] См., например: Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – С. 76–79.
[5] О границах оценочных и безоценочных суждений в научном познании см.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – СПб, 1911. – С. 127–131 и др.
|
|
[6] См.: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4-х т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1984. – С. 62.
[7] Достаточно подробный анализ проблемы обоснования ценностных суждений можно найти в книге: Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. – М.: Высшая школа, 2006. – С. 157–166.