Первобытность и античность

Для Поппера закрытое общество — это эпоха господства коллективного сознания, родового строя, магии и растворения без остатка — индивида в группе. Он так и пишет: закрытое общество покоится на убеждении, будто племя — это все, а индивид — ничто3. Только с Протагора у греков пробуж­дается интерес к человеческой индивидуальности, именно этот философ за­явил, что человек — мера всех вещей. Начатый Протагором переворот в об­щественном сознании завершил Сократ, не только провозгласивший чело­века центром социального универсума, но и заставивший этого человека уважать других людей как самоценных себе, а закрепила успех эпоха вели­кого античного просветителя Перикла.

Таким образом, открытое общество начинается с прорыва личности сквозь путы коллектива и провозглашения антропоцентризма магистральным пу­тем интеллектуального развития европейского общества. «Наша западная цивилизация была рождена греками. Они, по-видимому, были первыми, кто сделал шаг от племенного строя к гуманизму», — писал Поппер4.

Раскрывая историю создания своей главной социологической книги по типологии обществ, К. Поппер писал: «Опубликована она была в 1945 г., когда война в Европе уже окончилась, но работу над ней я считал своим вкла­дом в победу. Она была направлена против нацизма и коммунизма, против Гитлера и Сталина, которых пакт 1939 г. сделал на время союзниками», и далее: «Критикуя марксизм, я до некоторой степени критиковал и самого себя, поскольку в ранней молодости был марксистом и даже коммунистом (мне не было и 17 лет, когда я отверг это учение)»5.

Понятие открытого общества было выдвинуто Поппером в качестве ан­титезы понятию тоталитарного общества. Понятие открытого общества — социальный эквивалент политического и экономического понятия «консти­туции свободы» Фридриха фон Хайека. Поппер доказывал, что будущее не предопределено и на него можно повлиять через свободное волеизъявле­ние индивидов. Он выступил против платоновской идеи философа-прави­теля и отстаивал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить открытое общество. Но он также говорил, что демо­кратия — наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она по­зволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, а в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправды­вают наших ожиданий. Поппер считал все политические системы потен­циально опасными.

Закрытое и открытое общество — идеальные типы, с помощью которых Поппер хотел раскрыть не столько внутреннее строение общества, сколько

Поппер К. Указ. соч. С. 236. 4 Там же. С. 216. Там же. С. 7.

два противоположных вектора развития человечества. В этих понятияхлощается противоборство между коммунизмом (социализмом) и либеп- В°П~мом (демократией), борьба между коллективизмом и индивидуал из т~ приоритетами равенства или свободы, труда или капитала. М°М'

В открытом обществе люди руководствуются личными интересами четом, которые нужны им для развития рыночных отношений и npe^^" нимательства, ответственностью и рационалистической этикой. ПодобРИ~ ценности восходят к Новому времени и совпадают с идеологией либерал Ыб ма. Из них проистекают наука, современные достижения технического'^3" гресса, свобода и демократия. Но они были позаимствованы именно у m ков, которые создали, выражаясь современным языком, цивилизацию вен чурных фирм и малого бизнеса. В качестве исторических предпосылок свободного общества послужили частная собственность, рынок, предприни­мательство, конкуренция и демократическое устройство, которые впервые появились в античной Греции. Именно к этому периоду человеческой исто­рии относят возникновение гражданского общества и правового государства

Первобытно-общинное, т.е. дородовое, общество, основанное на вере в магию и коллективизме, ничего подобного не знало. Здесь нет частной соб­ственности, личностного начала, предпринимательства и демократии. Поп-пер предлагал называть его закрытым обществом в противоположность от­крытому обществу, в котором индивиды принимают решения самостоятель­но. Австро-британский философ отказывает первобытному обществу в демократическом устройстве, идеализирует Афины и выставляет в негатив-

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: