Механизм социального взаимодействия

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей и т.п. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное про­исшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Например, водитель настаи-

6ЭЗ

вает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные стату­сы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, они выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как облада­тели специальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназ­начение такого территориального поселения, как город, нормы перехода про­езжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, на­зываемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обя­занностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Оно отли­чается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, мо­жет быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект), и вы­зывает ответную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимо­действие.



Рис. 13. Взаимодействие предполагает два процессаобмен информацией и обмен действиями

Итак, взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие в этом случае всего лишь однонаправленное взаимодействие. Взаимодействие вырастает из об­щения людей и предполагает два процесса — обмен информацией и обмен действиями. Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимо­действием, хотя на самом деле это всего лишь коммуникативный процесс — обмен мнениями. Но когда они что-то не поделили и стали браниться, на­ступает вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный харак­тер, когда спорящие, например, не подрались, а пошли в пивбар, тогда взаи­модействие называется сотрудничеством. Немирный характер обмена дей­ствиями называется конфликтом.

Всякий раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели.

В коммуникативном процессе партнеров называют коммуникатором (ад­ресантом) и реципиентом (адресатом). В интерактивном процессе (именно

так называют ученые взаимодействие) партнеры называются акторами. Они обмениваются действиями, порой каждому предписана строго определенная роль, например работодателя и работника, продавца и покупателя. Их уси­лия направлены на достижение понят­ных целей, внутренним источником их деятельности выступают некие мотивы и потребности, причем разные у рабо­тодателя и работника, продавца и по­купателя. Процесс взаимодействия подчинен определенной логике, на­пример логике трудового процесса, когда, например, берется необработан­ная болванка, затем она штампуется до нужной формы, а в конце подвергает­ся обточке и шлифовке. В основе пос­ледовательности этих операций лежит тщательно обдуманная технология, которую нельзя нарушать. Технология трудового процесса подкрепляется множеством инструкций, разрешающих одни действия и запрещающих дру­гие. Каждая инструкция предполагает санкции и ответственность, которые предупреждают нарушение технологии. За ее соблюдением следит специаль­ный мастер, который определяет качество работы и назначает вознагражде­ние (оплата труда).

Если группа работников (производственная бригада) долго трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу, они что называется сдруживаются. У них возникают общие взгляды и об­щие интересы, они подчиняются одним и тем же негласным нормам пове­дения, скажем не выдавать товарища, испортившего нужную деталь, если тот сделал это впервые (такое может случиться с каждым). Они дружат се­мьями, одалживают друг другу деньги, вместе отдыхают, вместе защища­ют свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более комплексное и сложное яв­ление, которое мы вправе назвать социальным взаимодействием. Понят­но, что общение членов бригады между собой — только одна сторона явле­ния (впрочем, и обмен действиями тоже лишь одна сторона). Помимо них есть нечто третье, что не сводится ни к первому, ни ко второму, — межлич­ностные отношения.

Социальное взаимодействие может происходить:

♦ человека с человеком; *

♦ человека с другим живым существом;

♦ человека с вещью;

♦ вещи с вешью;

животного (растения) с животным (растением).

Во всех описанных выше взаимодействиях употребляются термины «субъект взаимодействия» и «объект взаимодействия». Субъект занимает ак­тивную позицию и как-то влияет на объект, занимающий пассивную пози­цию. Когда взаимодействие касается людей, то говорят о партнерах, сторо­нах, участниках взаимодействия.

Существуют всего два типа взаимодействий: когда в отношениях доми­нирует одна сторона; когда в отношениях обе стороны находятся в равных условиях. К одностороннему доминированию относят такие разновидности взаимодействия, как командование, эксплуатация, господство, лекция, нра­воучение и др. К двусторонним взаимодействиям относят обмен, перегово­ры, конкуренцию, соревнование, конференцию, куплю-продажу, конфликт, телефонный разговор, поцелуи и т.п. По второму основанию взаимодействия делятся на три формы: обе стороны активны; обе стороны пассивны; актив­на только одна сторона. К односторонней активности относятся лоббирова­ние, давление, протежирование, проталкивание, попрошайничество, мило­сердие, спонсорство, налогообложение, кредитование, анкетирование, на­казание, чтение, выступление и т.д.

Как уже говорилось, социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Напомним о сферах или системах статусов, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия. Назовем их сферами социального взаимодействия, или социальными сферами жизнедеятельно­сти общества:

экономическая сфера взаимодействия, где индивиды выступают в ролях собственников и наемных работников, предпринимателей, рантье, ка­питалистов, бизнесменов, безработных, домохозяек;

профессиональная сфера взаимодействия, где индивиды участвуют в трудовом процессе в роли банкира, профессора, шахтера, повара и т.п.;

семейно-родственная сфера взаимодействия, где индивиды выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, крестных отцов, по­братимов, холостяков, вдов, новобрачных и т.п.;

демографическая сфера взаимодействия, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие межэтнического взаимодей­ствия) и т.п.;

территориально-поселенческая сфера взаимодействия — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, город­скими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигран­тами, иммигрантами и мигрантами и т.п.;

политическая сфера взаимодействия,*где индивиды противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государствен­ной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.п.;

религиозная сфера взаимодействия подразумевает контакты между пред­ставителями разных религий, одной религии, а также верующих и не­верующих, если по содержанию их действия относятся к области веро­исповедания.

Если взаимодействие между субъектами социальных статусов в указанных сферах, скажем между банкиром и кассиром, протекает как личная беседа, межличностное общение, например выяснение личных отношений, оно не может квалифицироваться в качестве социального в строгом смысле. Подоб­но тому как социальный статус отличается от личного, социальное взаимо­действие надо отличать от межличностного.

Социальное взаимодействие может проявляться в системе управленчес­ких отношений и в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: