Красивая одежда, прическа, умелое использование косметики — все это помогает завоевать расположение и симпатии покупателей и облегчает продавцу взаимодействие с ними. Не меньшее значение имеют для продавца осанка, манера держаться, речь.
Особого внимания заслуживает спецодежда торговых работников. Сейчас почти везде продавцов стараются одеть понаряднее. Хорошее впечатление производит форма, различающаяся в зависимости от рода деятельности или рабочего места: например, работники торгового зала и контролеры-кассиры в универсаме или продавцы каждого отдела универмага носят форму единого для всех фасона, но отличающуюся по цвету.
Форма есть форма. И ее необходимо носить всем, и всем одновременно сменять один ее вид на другой. К продавцу, резко выделяющемуся среди других своим внешним видом или манерами, у многих покупателей возникает настороженное и даже неприязненное отношение. Особенно это касается сверхмодных молодых продавщиц, чей облик часть покупателей воспринимает как вызов общественному мнению.
|
|
Впечатление окружающих о работниках торговли зависит также и от того, как они ведут себя друг с другом и со своими знакомыми, приходящими в магазин. Нередко создается резкий контраст между официальными отношениями продавцов с покупателями и вольным, чрезмерно свободным общением с товарищами по работе и со знакомыми.
Официальные служебные, отношения требуют определенного тонуса, настроя. Приятельские же отношения этот настрой сбивают, и снова переключиться на деловое общение довольно трудно. К тому же разговоры с сослуживцами и со знакомыми происходят на глазах у остальной публики, и контраст стиля поведения продавца действует порой не менее оскорбительно, чем откровенная грубость и пренебрежение. И коль скоро продавцам не обойтись без встреч со знакомыми и без общения друг с другом, необходимо позаботиться, чтобы разница в обхождении со знакомыми и незнакомыми посетителями магазина не бросалась в глаза.
Продавец добьется успеха в претворении данного принципа в жизнь тем скорее, чем чаще он будет задавать себе вопрос. "Как я выгляжу со стороны?
Рассмотренные принципы касаются главным образом поведения продавца при общении с покупателями. Часть из них (1 2 3, 6 и 7-й) преимущественно помогает настроить покупателя в пользу продавца, другие (4-й и 5-й) в большей степени располагают самого продавца к покупателю, и таким образом создаются встречные условия для благоприятного эмоционального и делового контакта.
Не теряют связи с общением и два следующих принципа, относящиеся в основном к обращению продавца с предметами и орудиями труда.