Заслужить уважение и доверие товарищей по работе

Продавец может спокойно выпол­нять свои обязанности и чувствовать себя уверенно лишь в том случае, если он ощущает поддержку товарищей, их готовность прийти на помощь. А для этого необходимы взаимопонимание, взаимопомощь, взаимное доверие и ответственность работников магазина друг за друга, когда каждый из них будет действовать не только от себя, как частное лицо, отвечающее лишь за свои поступки, но и как представитель всего коллектива, всего предприятия, готовый принять любую претензию и вместе с тем чувствующий собственную причастность ко всем достижениям. Такое возможно лишь там, где каждый уверен во всех и все — в каждом. В подобном коллективе работник старается вести себя так, чтобы не создавать неприятностей сослуживцам. А для этого необходимо постоянно учитывать возможные последствия своих поступков для сослуживцев. Напомним пример, когда грубость кассира подготовила вспышку покупательницы против другого работника.

Не менее важно продавцу предвидеть, какое впечатление его поступки могут произвести на товарищей, особенно в вопросах, связанных с доверием, потому что без доверия друг к другу работать в торговле, тем более при совместной материальной ответственности, немыслимо.

Что такое доверие, на чем оно основано? Это уверенность в человеке, в надежности его внутренних норм, которая может сложиться только в процессе длительного и тесного сотрудни­чества с ним. Именно это и подразумевают, когда говорят о съеденном вместе пуде соли. А как быть, если между работника­ми значительная дистанция или коллектив только сформировал­ся, или в него приходит новичок?

В подобных случаях люди вынуждены наделять друг друга доверием без достаточных оснований, как бы авансом. Такое доверие не может быть полным и по существу представляет собой скрытое, завуалированное недоверие. Разрешить сомне­ния или "проверить" новичка нередко пытаются с помощью искусственных приемов, начиная с грубой примитивной прово­кации и вплоть до специально разработанных психологических тестов. Однако надежность всех этих методов весьма сомнитель­на (не говоря уже о моральных возражениях, которые вызывают многие из них). Отношения, строящиеся на подобной основе, в той или иной мере включают риск в том, что кто-то из членов коллектива не оправдает доверия остальных. Степень осознан­ности такого риска может быть разной, но он легко бросает тень на любой сомнительный поступок, смысл которого остается не вполне ясным для сослуживцев. Скажем, кто-то из продавцов водит в служебное помещение своих знакомых или сам прини­мает от покупателей деньги, чтобы оформить покупку через кассу позже. Случись недостача при инвентаризации, и эти дейст­вия могут получить самое неприятное истолкование.

Чтобы создать в коллективе обстановку достаточного вза­имного доверия, надо построить взаимоотношения так, чтобы не возникало никаких поводов для кривотолков, сомнений и подозрений. Добиться этого нетрудно, если каждый член коллектива (а в этом заинтересованы все) примет правило: "Если я хочу, чтобы товарищи мне верили, я должен лишить их малейших оснований сомневаться в моих действиях".

Рассматривая каждый из приведенных выше принципов, мы не только обсуждали отношение продавца к покупателям, товарам, сослуживцам, но в какой-то мере затрагивали и его собственное отношение к своему труду, его самооценку.

Заключительный принцип целиком посвящен этой стороне деятельности продавца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: