Призыв этот напоминает известный афоризм Козьмы Пруткова: "Если хочешь быть счастливым, будь им!" Но наш совет не содержит иронии. Мы уже говорили о том, что благодарность покупателей не может быть надежным критерием качества труда продавцов и что работники торговли сами должны научиться оценивать результат своего труда, находить удовлетворение в том, что происходит в конкретной ситуации: удалось ли помочь одному покупателю решиться на покупку, а другому воздержаться от ненужного приобретения, сумел ли успокоить разволновавшегося человека и предотвратить конфликт, посчастливилось ли открыть интересного покупателя — все это и многое другое продавец должен фиксировать в сознании как свой личный успех.
Особенно ценен трудный успех. Взять, к примеру, беспомощных покупателей, которые вызывают у многих продавцов досаду и раздражение. Но если терпеливо разобраться с ними, растолковать очевидное для себя, но непонятное им, то можно и нужно ощутить свое личное участие, без которого они бы со своими трудностями не справились.
|
|
Формула данного принципа проста: "Ай да я!" И нужно не упускать ни одной возможности отметить это про себя.
Однако человек привыкает ко всему, в том числе и к успехам. То, чего с трудом удалось добиться вчера, сегодня дается легко и уже не приносит особой радости. Значит, надо постоянно обновлять, усложнять задачи. Чем выше уровень притязаний, тем больше оснований на высокую самооценку и самоуважение в случае успеха.
Удовольствие от работы трудно представить без достаточно высокого общественного престижа профессии. Обязательным его условием (о котором часто забывают) является уважение к своей профессии у самого работника. А для серьезного уважения нужны и серьезные задачи, требующие полной отдачи сил и постоянного роста.
Но радость, удовольствие, переживаемые в одиночку, про себя, редко бывают полноценными. Тем более если это такая радость, которую приходится скрывать от окружающих. А вот разделенная радость, которой ни с кем не стыдно поделиться, — двойная радость. К сожалению, многие продавцы стесняются открыто выражать удовольствие от своих профессиональных успехов, опасаясь скептического отношения со стороны сослуживцев. Необходимо подчеркнуть: продавцы могут и должны помогать друг другу в профессиональном росте, сообща радоваться большим и малым удачам каждого члена коллектива {"Аи да ты!", "Аи да мы!"). Те, кто стесняется делиться друг с другом профессиональными радостями, обсуждать деловые вопросы, так же как и те, кто скептически относится к подобным разговорам или как-то иначе их пресекает, — все они причиняют большой ущерб себе и своим товарищам, лишая себя и их значительной доли заслуженного удовлетворения, принижают оценку и значение своего труда и собственной профессии.