Учет основных средств. Синтетический учет основных средств — это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств

Синтетический учет основных средств — это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.

Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) — 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств». Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации актов приемки технических паспортов и других документов. В них не следует вносить все показатели технической документации.

Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не ведут.

Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии. В случае когда в результате реконструкции, достройки и дооборудования объекта произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

В картотеке бухгалтерии инвентарные карточки располагаются по отраслевым группам основных средств (промышленность, транспорт, строительство и др.). Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:

• завершения строительно-монтажных работ; приобретения за плату, безвозмездного поступления; поступления в качестве взноса в уставной капитал,

• перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);

• выявления, неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;

• получения объектов основных средств от государственного или м органа при создании унитарной организации.

Основные средства учитываются на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств.

По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту — выбытие основных средств и их уценку.

Источниками приобретения основных средств являются:

• собственные (сумма накопленной амортизации, доходы организации, вклады учредителей в уставный капитал, дарения, или безвозмездные поступления от юридических и физических лиц и субсидии правительственного органа);

• заемные — кредиты, займы и кредиторская задолженность.

Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Кредитовое сальдо счета 02 отражает:

  • во-первых, сумму начисленной амортизации по поступившим и действующим основным средствам;
  • во-вторых, сумму возмещенной (накопленной) стоимости основных средств с момента вступления их в эксплуатацию до отчетного периода или до полного выбытия.

По дебету отражают сумму амортизации по выбывшим основным средствам.

Начисленную сумму амортизации относят на затраты производства и расходы на продажу, что оформляется проводкой:

Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в аренду на условиях возврата, арендодатель сумму начисленной амортизации отражает по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

При выбытии основных средств во всех случаях делаются проводки:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на сумму накопленной амортизации»;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»,

субсчет 3 «Выбытие основных средств».

К-т 01 «Основные средства» — на остаточную стоимость основных средств.

Учет поступления и выбытия нематериальных активов

Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19/2 «НДС по приобретенным нематериальным активам», 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 04 — активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, которые находятся у организации на правах собственности.

Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам в зависимости от их состава.

Основным документом в аналитическом учете нематериальных активов является карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1). Она применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших для использования организациям. Карточка открывается в бухгалтерии на каждый объект; она заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов. В ней ежемесячно показывается также сумма начисленной амортизации. В разделе «Краткая характеристика объекта и нематериальных активов» записываются только основные показатели объекта.

При оприходовании нематериальных активов используются свидетельства на праве пользования тем или иным объектам, патенты, авторские и лицензионные договоры, акты приемки работ по разработке программного обеспечения и т.д.

При приобретении нематериальных активов в основном делаются следующие бухгалтерские проводки.

По приобретенным нематериальным активам -

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 60, 76 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Суммы НДС по приобретенным нематериальным активам отражаются-

Д - т 19 НДС по приобретенным ценностям

К-т 60,76.

Затраты, связанные с доведением нематериальных активов в состояние готовности к использованию, заносятся по счетам —

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Перечисления за приобретенные нематериальные активы отражаются

Д-т 60, 76

К-т 51, 62.

Оприходованные нематериальные активы заносятся на счета—

Д-т 04 «Нематериальные активы»

К-т 08 «Вложения во внерборотные активы».

Оприходованные нематериальные активы, внесенные учредителями в счет вклада в уставный капитал или в счет оплаты подписки на акции отражаются—

а) Д - т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К- т 75 «Расчеты с учредителями»

б) Д -т 04 «Нематериальные активы»

К-т 08 «Расчеты с учредителями»

Безвозмездно полученные нематериальные активы по договору дарения или в качестве субсидии правительственного органа оприходуются по рыночной стоимости на дату зачисления —

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления».

Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ/2000 не предусмотрен учет приобретения жилья в составе нематериальных активов. Исходя из продолжительности срока службы (более двенадцати месяцев) квартиры (комнаты) целесообразно учитывать в составе основных средств.

Выбытие нематериальных активов происходит по разным причинам — списание, продажа; безвозмездная передача, уступка прав, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций и т. д. Выбытие нематериальных активов ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчете 91-4 «Выбытие нематериальных активов». По дебету субсчета 91-4 отражаются суммы остаточной стоимости нематериальных активов, понесенные в результате выбытия этих активов, а также суммы НДС по реализуемым активам. В кредит счета 91-4 относится выручка от продажи или другие доходы от выбытия нематериальных активов. В конечном итоге дебетовое (убыток, расход) или кредитовое (прибыль, доход) сальдо по счету 91-4 списывается на субсчете 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: