Правотворчество

Правотворчество представляет собой особую форму дея­тельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

В понимании данного понятия основной акцент делается на то, что правотворчество - это творчество права, то есть создание сис­темы юридических норм. Оно представляет собой деятельность госу­дарства. Если не терять из виду этих основных моментов в понятии правотворчества, то вряд ли можно согласиться с утверждением В.В.Лазарева в учебнике «Общая теория права и государства», что «изначально право формируется естественно исторически, до и неза­висимо от деятельности законодателя». Такое утверждение, на наш взгляд, представляет собой продолжение его же заблуждений относи­тельно понятия права. То право, которое формируется естественно исторически, и право, создаваемое в результате правотворческой дея­тельности государства, суть не одно и то же. Формируемое естест­венно-исторически - не юридическое право и к деятельности юри­стов прямого отношения не имеет. Некоторые формы так называемо­го естественного права уже давно забыты (например, калым), а неко­торые, войдя в систему прав человека, выступают оценочными по отношению к юридическому праву. Короче говоря, правотворчество - это изначальная и естественная деятельность государства по созда­нию правовых (юридических) норм, и этой деятельности ничего больше не предшествует: нет государства - нет и юридического пра­ва, появилось государство - оно создает определенные правила пове-

дения и соответствующую правоохранительную и правопримени­тельную надстройку.

Различают цели, формы, виды, способы, субъекты, объекты и стадии правотворчества:

1. Целью правотворчества является создание и упрочение правовой (юридической) базы общества, совершенствование текуще­го законодательства и его систематизация в форме кодификации, ин­корпорации и консолидации.

Кодификация - это творческая, внутренняя, содержательная переработка имеющихся нормативно-правовых актов и создание на их основе нового, единого, укрупненного нормативно-правого акта, называемого кодексом. Кодификация представляет собой норматив­но-правовое обобщение различных, порой многочисленных источни­ков права: она облегчает нахождение нужной нормы, устраняет про­белы, систематизирует многочисленные разрозненные нормы права.

Инкорпорация - не затрагивающая сути норм права внешняя обработка нормативно-правовых актов для создания сборников, соб­раний законодательства и т.д. Последние бывают хронологическими и систематическими (по видам отношений, регулируемых законода­тельством).

Консолидация - укрупнение правовых актов. В нашей стране применяется редко.

2. Формы правотворчества. Выделяют три формы право­творчества:

а) непосредственное правотворчество, то есть правотворчест­во государствообразующего народа (референдум) и некоторых дру­гих субъектов (сходы, собрания трудового коллектива и т.д.);

б) правотворчество государственных органов (органов зако­нодательной, исполнительной власти);

в) правотворчество общественных объединений (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

3. Виды правотворчества. Различают три вида правотворче­ства:

а) непосредственное правотворчество государствообразующе­го народа, органов государственной власти;

б) делегирование правотворчества - предоставление государ­ством права принятия каких-то нормативных актов другим, негосу-

дарственным субъектам (например, право профсоюзов в регулирова­нии трудовых отношений);

в) санкционированное правотворчество. Так называется факт регистрации в государственном органе нормативного акта, принятого негосударственной структурой, и придания ему таким путем юриди­ческой силы'. Имеет место в случаях, когда, например, принятый ус­тав акционерного общества, зарегистрированный в соответствующих государственных органах, приобретает силу нормативно-правового акта.

4. Способы правотворчества. Выделяются два способа пра­вотворчества:

- прямое установление норм нрава (референдумом, государ­ственным органом, делегированным органом);

- санкционирование, то есть придание юридической силы правилам поведения непрямого установления (например, придание юридической силы некоторым обычаям, нормам, установленными общественными объединениями и т.д.).

§. Субъекты правотворчества. Ими являются все государст­венные органы, общественные организации, которым законодатель­ством предоставлено право издавать нормативно-правовые акты (парламент, правительство, профсоюзы в лице определенных органов и т.д.).

6. Объекты правотворчества - конкретные письменные до­кументы, обладающие качеством нормативно-правового акта (кодек­сы, законы, указы, постановления, уставы, решения и т.д.).

7. Стадии правотворчества. Поскольку правотворчество яв­ляется важнейшим видом государственной деятельности, то осущест­вление его подразделяется на несколько стадий:

а) законодательная инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых других важнейших нормативно-правовых актов. Статья 104 Конституции Российской Федерации пере­числяет официальных лиц, обладающих правом законодательной ини­циативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодате­лем к обсуждению. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц,

заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы;

б) решение компетентного органа о необходимости принятия нормативно-правового акта. На этой стадии определяется потреб­ность в нормативно-правовом акте и принимается решение присту­пить к его разработке;

в) разработка нормативно-правового акта, согласование его с заинтересованными учреждениями, организациями;

г) рассмотрение проекта соответствующим органом;

д) принятие нормативно-правового акта;

с) доведение принятого нормативно-правового акта до адре­сатов, опубликование его.

В зависимости от сложности и объема нормативно-правового акта могут быть образованы рабочие комиссии, проведено обсужде­ние проекта и т.д. Принятие акта может быть осуществлено с помо­щью нескольких чтений, что определяется регламентом правотворче­ского органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: