Проблема чистого человеческого разума

То, что в Критике чистого разума как обосновании метафизики с самого начала рассматривается чистый человеческий разум и только он, следует вначале прояснить характерным примером. Формула проблемы возможности metaphysica generalis звучит следующим образом: "Как возможны синтетические суждения a priori?" О разрешении этой задачи Кант говорит следующее: «Вышеобозначенная задача может разрешиться не иначе как тем, что мы ее сначала пронаблюдаем в отношении способностей человека, через которые он способен к расширению своего познания a priori, и которые составляют в нем то, что можно назвать специфически его чистым разумом. Ибо, если под чистым разумом некоего существа вообще понимается способность познавать вещи независимо от опыта, следовательно – от чувственных представлений, то тем самым еще вовсе не определяется, каким образом в нем (например, в Боге или каком-либо другом высшем духе) вообще возможно подобное познание, так что задача остается неопределенной. Что же касается человека, то любое его познание состоит из понятия и созерцания»"243.

Это высказывание находится в сочинении О прогрессе метафизики, при написании которого Кант, безусловно, имел в виду проблематику метафизики как таковой непосредственно и в целом. Итак, при обосновании метафизики проблемой является "специфическая" конечность человеческой субъективности. Будет неверным рассматривать ее лишь попутно, как один из возможных "примеров" характеристики конечного разумного существа вообще.

Конечности человека свойственна чувственность в значении воспринимающего созерцания. Как чистое созерцание, т.е. чистая чувственность, оно есть необходимый элемент, характерный для конечности структуры трансценденции. Чистый человеческий разум необходимо есть чистый чувственный разум. Этот чистый разум должен в себе самом быть чувственным, он отнюдь не становится таковым только потому, что связан с телом (Leib). Скорее наоборот, человек, как конечное разумное существо, лишь потому может в трансцендентальном, т.е. метафизическом, смысле "иметь" свое тело, что трансценденция как таковая a priori чувственна.

Если же трансцендентальная способность воображения должна быть изначальным основанием возможности человеческой субъективности, причем именно в ее единстве и целостности, то она должна делать возможным нечто такое, как чистый чувственный разум. Чистая же чувственность – в ее универсальном значении, в соответствии с которым она должна пониматься при обосновании метафизики – есть время.

Как может время, как чистая чувственность, находиться в изначальном единстве с "я мыслю" чистой апперцепции? Чистое "я", которое Кант, следуя повсеместно господствующему истолкованию, отделяет от всякой временности и противопоставляет всякому времени, должно быть "временным"? И все это на основании трансцендентальной способности воображения? Как же последняя вообще относится ко времени?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: