Хайдеггеровская книга "Кант и проблема метафизики" (далее – КМ) вышла в свет в 1929 г[cxlix]. Сам Хайдеггер (в своем предисловии к 4 изданию книги, 1973) писал: «Моя книга о Канте является осуществляемым на проблематичном окольном пути введением в еще большую проблематичность поставленного в Бытии и времени вопроса о бытии». (КМ, S. XV)
Т.е. "кантовская книга" Хайдеггера является не только "феноменологической интерпретацией" философии Канта – Критики чистого разума, направленной против неокантианского ее истолкования как основания математико-физикалистской теории познания[cl]: прежде всего КМ – это второе движение в деле фундаментально-онтологического переворота в истории европейской философии, а именно – разработка вопроса о бытии в перспективе его историчности, понимаемой через конечность агента вопроса о бытии – Dasein.
Во "Введении" к Бытию и времени Хайдеггер подразделяет этот свой проект на следующие составляющие:
I часть: Аналитика Dasein в отношении временности
|
|
Подготовительный фундаментальный анализ Dasein
Dasein и временность
Время и бытие
II часть: Деструкция истории онтологии как пример проблематики временности
Кантовское учение о схематизме в связи с проблематикой временности
Онтологический фундамент "cogito sum" Декарта и наследование средневековой онтологии в отношении проблематики res cogitans
Рассмотрение времени Аристотелем и одновременное прояснение границ античной онтологии
Если преодоление первых двух этапов 1-й части совершается в основном труде Хайдеггера – Sein und Zeit, то из 2-й части в рамках проекта был пройден лишь один этап: в работе Кант и проблема метафизики, самим Хайдеггером рассматривавшейся в качестве подготовительной ступени к осуществлению "деструкции традиционной метафизики".
Хайдеггер в своих предисловиях к книге указывает в качестве подступов к своей книге лекции WS 1927/28 о "Кантовской Критике чистого разума ", доклады, прочитанные в Риге (XI. 1928, Herderinstitut) и Давосе (III. 1929, Hochschulekursen)[cli].
Определяющей для книги интуицией, по собственному признанию Хайдеггера, являлось новое прочтение главы о схематизме в Критике чистого разума (далее в тексте – КЧР), как связывающей «проблему категорий, т.е. проблему бытия в традиционной метафизике, и феномен времени» (КМ, XIV). Таким образом, разбираемый в Бытии и времени (далее в тексте – БВ) вопрос о бытии оказался ключом для интерпретации КЧР, а с другой стороны, эта интерпретация должна была выступать подтверждением поставленного Хайдеггером в БВ вопроса о бытии.
Сам Хайдеггер осознавал неоднозначность подобного подхода к классическому тексту истории философии. Но искомое им не было грешащей против канонов исторической филологии модернизацией[clii], но попыткой "denkendes Gespräch zwischen Denkenden"[cliii], попыткой обретения речи сущностного мышления, открытия пространства философского диалога, связующего в понимании прошлое и настоящее философии и открывающего будущее как новые возможности современной мысли[cliv].
|
|
Как можно мыслить этот синтезирующий наследие традиции и современные запросы в возможностях будущего диалог? – Как разворачивание свершившегося в мышлении того или иного философа традиции (здесь – Канта) события из запроса "современной" мысли, т.е. как переложение этого запроса на язык той или иной традиции, конечно, уже обогащенный предъявляемыми ему для перевода реалиями современности[clv]. Запрос "современной" мысли, мысли Хайдеггера нам представляется известным; интерпретация бытия в горизонте временности, временности – как человеческой конечности, прояснение языковой деятельности вообще в связи с проблематикой временного конституирования.