Субъектом познания (ученым)

Наблюдение Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)
Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естест­венной ограниченности че­ловеческих органов чувств Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский (поисковый) экспери­мент, который направлен на обнаружение но­вых, неизвестных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мысли­тельный эксперимент. В процессе такого экспе­римента заданные условия являются воображае­мыми, но обязательно соответствующими зако­нам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мысли­тельными образами или теоретическими моделя­ми. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теорети­ческим и эмпирическим.

У ниверсальные методы научного познания:

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшест­вует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и де­дукции, которые обусловливают друг друга в процессе позна­ния.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

А налогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тргда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительно­го времени и т. п.

Абстракция — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

Идеали­зация — мыслительный акт, связанный с образованием не­которых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности. Примерами иде­ализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадле­жит единство исторического и логического.

Исторический метод Логический метод
Связан с освещением раз­личных этапов развития объектов в их хронологиче­ской последовательности, в конкретных формах про­явления Описание исторического процесса во всем его много­образии, с учетом его непо­вторимых, индивидуаль­ных особенностей Связан с воспроизведением в те­оретической форме, в системе абст­ракций сущности, основного со­держания исторического процесса Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизве­дя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в сня­том виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и глав­ных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логиче­ский без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конк­ретному.

Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Из других методов, относящихся к теоретиче­скому уровню научного познания, можно выде­лить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдви­жение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладывают­ся в рамки прежних объяснений. Целью провер­ки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о сущест­вовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (при­мером такой гипотезы может служить предполо­жение о существовании еще не открытых элемен­тов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит по­строение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, ко­торое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогности­ческую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Только единство всех методов современного научного по­знания обеспечивает их объективную истинность и возрас­тающее влияние на научно-технический прогресс.

С переходом к Новому времени начинается становление есте­ственных наук, которые изучают универсальные и всеобщие свя­зи, господствующие в мире природы.

В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.

Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направленной на производство знаний об обществе.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не

может существовать без общества.

Основные задачи знания
Социального: Анализ общественных процес­сов и выявление в них законо­мерных, повторяющихся явле­ний Гуманитарного: Анализ целей, мотивов, ориен­тации человека и понимание его помыслов, побуждений, намере­ний

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоз­зренческие ориентиры, способствовать развитию его человече­ских качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: