О религиозных верованиях древних египтян

Одной из самых ранних в истории является культура Древнего Египта - высо­коразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в III тысячелетии до н.э. Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и гео­графическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сад.

Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как цен­тры управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулиро­вания количества воды на полях после ее спада.

Разливы Нила способствовали составлению календаря и развитию астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки.

Разливами Нила объясняется и характер построек - монументальных, с на­клонными стенами, рассчитанных на сопротивление волнам.

Египтяне благоговейно относились к Нилу, обожествляли его под именем Хапи, приносили ему дары и слагали гимны, прославляя Великий Нил как источник жиз­ни всей страны;

Слава тебе, Нил, выходящий из этой земли. Приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий поля, сотворенный: Ра, Чтобы всех животных оживить. Владыка рыб, вожатый пернатых... Творящий все прекрасное... Зеленей же, зеленей! О Хапи! Зеленей!

В то же время на мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стрем­ление побороть природу, отвоевать себе жизненное пространство, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению гран­диозных сооружений; пирамид, высеченных в скалах, храмов, гигантских, статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.

Это же стремление противостоять силам природы привело к появлению ма­гии, которая стала своеобразной ширмой между человеком, чувствующим на себе давление таинственных -сил, и самими этими силами. Фараоны, например, поми­мо всем известного тронного имени имели тайное имя, и сохранение этой тайны было залогом их жизни и здоровья. Для египтян роль такой магической защиты играли сложные представления о богах, отождествляемых с животными - змея­ми, птицами, кошками, крокодилами, гиппопотамами, которые обитали в густых зарослях тростника-папируса, произрастающего по заболоченным берегам реки.

Верховным божеством являлся бог солнцу Ра в образе человека с солнечным диском на голове, совершавший в священной ладье ежедневное путешествие по небесному Нилу.


Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения тоте­мизма (веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, кото­рые служили объектом религиозного поклонения) и его последующего превраще­ния в культ животных.

Поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной, жизни егип­тян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы и барана, культ которых был распространен главным образом в местностях Дельты, богатой паст­бищами во все времена истории Египта. Бык под именем Алис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отмети­нами: на лбу - в виде треугольника, на спине - в виде летящего скарабея (жука-на­возника) или коршуна. Живого Аписа содержали в Апейоне - специальном помеще­нии, умерших быков бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах.

Подвидом коровы либо женщины с коровьими рогами и ушами почиталась, Хатор - богиня неба и плодородия. Ее называли «госпожой Сикоморы» и «влады­чицей финиковой пальмы»; считалось, что она поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

Подвидом коровы почиталась также Исида - богиня-мать. Существовало и ее изображение в облике женщины с короной из змей. Исида считалась мудрейшей богиней, обладательницей тайных знаний и чар, всесильной ведуньей.

Баран в различных местностях был воплощением различных богов: на острове Элефантина и в Эсне бараноголовый бог Хнум являлся творцом мира, близ Фаюма - земным воплощением души бога Осириса, в Фивах - бога Амона - главного боже­ства египетского пантеона со времени Среднего царства.

Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися; либо в образе животного, либо в образе человека с головой животного, были:

Гор - сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов; его изобража­ли в виде сокола;

Сет - бог злого начала, бог чужих земель; почитался в образе человека с голо­вой осла;

Анубис - бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, про­водник душ умерших. В до династический период изображался как шакал, лежа­щий на брюхе с поднятой головой, затем - как человек с головой собаки;

Бает - древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; ее изображали в виде женщины с головой кошки;

Сехмет - богиня войны и палящего солнца; ее образ - женщина с головой льви­цы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; ее культ часто смешивается с культом других богинь-львиц, особенно Тефнут;

Тот- бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец бо­гов на суде Осириса; изображался с головой павиана или ибиса (птицы отряда го­ленастых);

Хепер - бог жизни и самовозрождения; почитался в виде скарабея; держащего солнечный диск.

Все боги мужского пола были одеты в шендит - набедренную повязку; в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца, после его захода; на голове имели либо полосатый платок клафт, который на лбу обязательно укра­шала священная огнедышащая кобра - урей, либо убор атеф, сделанный из трост­ника и увенчанный по сторонам перьями страуса.

На богинях-женщинах - плотно облегающие фигуру платья, в руках они дер­жали анх, головы были украшены клафтом. короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.


Среди древнеегипетских мифов основное место занимали сказания о сотворе­ние мира и людей, сказания, связанные со сменой времен года, солярные сказания. По одному преданию солнце - золотой теленок, рождается от небесной коровы, по другому - из гусиного яйца, «яйца великого Гоготуна», по третьему - выходит из лотоса, по четвертому - возникнув из мрака и: хаоса, садится на священный ка­мень Бен-Бен. Всегда сказания о солнце - это сказания о его борьбе с различными врагами - мраком и водной стихией либо предания о солнечном оке - его любимой дочери.

Из всех солярных сказаний самым распространенным являлся миф о сражении солнечного бога Ра с великим змеем преисподней Апопом.

Каждый вечер, пройдя дневной путь, ладья Ра подплывала к западным горам, где, по представлениям египтян, находился вход в подземный мир. Ра торжественно переходил с дневной ладьи на ночную и начинал плаванье по подземному Нилу. Преисподняя, узкая и длинная долина, была разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей, каждую из ко­торых охраняли огнедышащие змеи. Ра проплывал каждую часть подземного мира в опре­деленный час ночи, и по мере его продвижения души мертвых, выходя из своих гробниц, приветствовали солнце:

Слава тебе, Ра!..

Почитают тебя обитатели Дуага,

Поклоняются тебе обитатели преисподней.

Восхваляют они тебя, грядущего в мире,

Западные в ликовании,

Когда ты приносишь свет туда богу великому

Осирису, владыке вечности.

В полночь происходила встреча и еженощная битва Ра с его смертельным, врагом - ги­гантским змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивал воду подземного Нила. Но с по­мощью всех богов Ра поражал чудовище копьями и ножами и заставлял изрыгнуть вся про­глоченную воду. После победы над Апопом плавание «солнечной» ладьи продолжалось уже беспрепятственно при общем ликовании.

Великая змея на челе твоем Силен Ра,

Поражает злотворящего дракона Слабы враги!

И разрубает позвоночник его. Жив Ра,

Раздирает его пламя, Мертвы враги!

И огонь пожирает его. Напоен Ра:

Побеждает его Исида, Жаждут враги!

И ранит его Нефтида, Благ Ра,

Поражает Тот его мечом Мерзки враги!

И низвергает его... Есть Ра,

И ликуют они, когда он повержен. Нет тебя, Апоп!

В конце подземного путешествия ладья Ра проходила через отверстие в восточных го­рах и снова появлялась на небе.

Едва ли не главной египетской легендой, связанной с ежегодным циклом об­новления природы, является миф об Осирисе и Исиде.

Осирис, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, царствовал в Егип­те и научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Он считался богом про­изводительных сил природы, и зеленый цвет его кожи указывал на это. Его священ­ная ладья и корона-атеф были сделаны из стеблей папируса. Осирис изображался сидящим с жезлом н плетью в руках - атрибутами фараонов, символизирующими власть над живыми и мертвыми.


Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни и природа увядала, жители Егип­та считали, что коварный бог пустыни, бог чужих земель Сет убил своего брата Осириса и безраздельно господствует в мире.

Согласно легенде, Сет расчленил тело Осириса на четырнадцать кусков и разбросал по всему Египту. Исида собрала их и чудесным образом зачала от мертвого Осириса. По пред­ставлениям египтян, слезы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, вызывали разливы Нила. Родившийся сын Гор, которого Исида вырастила в зарослях папируса, ожи­вил отца, отдав ему один глаз, и убил Сета. Воскресение Осириса связывалось с началом всходов. Оживший Осирис отказался оставаться на земле и стал править в царстве мертвых, сделавшись справедливым судьей.

В представлениях египтян суд в царстве мертвых играл первостепенную роль -от его исхода зависела дальнейшая участь умершего.

Умерший попадал в Чертог Двух Истин, где заседал загробный суд во главе- с Осирисом и его свитой - сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны. На суде присутствовали также сорок два сверхъестественных существа, каждое из которых, «ведало» тем или иным грехом.

Вступив в Чертог Двух Истин, умерший приветствовал «великого бога», а затем произ­носил свою исповедь, где перечислял длинный ряд грехов, которых он не совершал, произно­ся «я не...». Произнося эту так называемую негативную исповедь, умерший ждал, когда боги Гор и Анубис взвесят на весах, его сердце, которое уравновешивалось статуэткой богини правды. Если статуэтка перевешивала сердце, умершего пожирало- чудовище. Это было са­мым страшным наказанием, поскольку уничтожалось не только тело, но и душа, и даже тень. Если же сердце и правда весили одинаково, покойный признавался оправданным и отправ­лялся в цветущие поля рая, где воды было в изобилии и злаки вырастали выше человеческо­го роста. Это было место в восточной части неба, куда стремился добраться умерший.

О пропитании и о материальном обеспечении умершего в загробном мире долж­ны были позаботиться родственники, поскольку, по представлениям египтян,, он продолжал жить как бы погруженный в глубокий сон, но по-прежнему нуждаясь в пище и домашней утвари.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, ставшего для египтян не отвлеченной ре­лигиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древ­него Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации - особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и по­кровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами, среди которых «ка» является его двойником или жизненной силой. «Ка» обладало плотью, спо­собностью потреблять пищу и являлось вместилищем для улетающей и возвра­щающейся души. «Ба» воспринималось как проявление сущности умершего, как нечто существующее только после смерти человека. «Ах» расценивалось как дух, привидение, «шу» - тень, «фен» - имя, «иб» - сердце. Тело умершего после ритуа­ла мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось «сах» («священные останки»).

Убеждение египтян, будто «ка» и «ба» имеют своим жилищем гробницу, обу­словило то первостепенное положение, которое она занимала в жизни египтян на протяжении всей истории Древнего Египта, Гробницы видоизменялись в зависи­мости от времени. Их эволюция связана с тремя основными периодами, на кото­рые принято делить историю культурного развития Египта:


искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) - время строительства пирамид;

искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) - период строительства многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц;

искусство Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) - время отделения гробницы от заупокойного храма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: